История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 66. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа и И.И. Паульсона

    Содержание материала

    Вопрос 66. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа и И.И. Паульсона

    1   Педагогическая деятельность Н.А. Корфа

    2   Педагогическая деятельность И.И. Паульсона

    1. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) принадлежит к числу видных русских деятелей в области народного образования второй половины XIX века.

    Корф переехал из Петербурга в имение покойной матери, в с. Нескучное Екатеринославской губернии. В 1866 году он был избран гласным уездного и губернского земских собраний, а в 1867 году - членом училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, что стало началом многолетней и успешной его деятельности. Знакомясь с состоянием школьного дела в уезде, он обнаружил крайнюю запущенность школ, слабую подготовленность учителей, отсутствие необходимых материальных условий.

    За 5 лет деятельности Корфа в качестве члена уездного училищного совета по его инициативе и при поддержке населения в Александровском уезде было создано около ста начальных земских школ.

    Корф разработал проект их устройства. В школе было 3 класса (отделения), один учитель вел занятия со всеми учащимися одновременно. Срок обучения устанавливался трехгодичным при шестичасовом учебном дне. Программа школ была расширена по сравнению с министерскими установками. Кроме чтения, письма и первоначальных сведений по арифметике, земская школа давала учащимся знания по отечественной истории, географии, природоведению и русской грамматике. В школах использовались лучшие для того времени учебники К.Д. Ушинского и других авторов. В сельских школах дети учились и по книге Корфа "Наш друг'. Корф явился инициатором нового начинания - организации учительских съездов.

    В 1872 году при Политехнической выставке в Москве состоялся Первый всероссийский учительский съезд, на котором было 700 участников. Вместе со съездами стали созываться учительские курсы - более длительные по времени, ставящие целью систематическое обучение учителей. Значение съездов и курсов, начало которым положил Корф, было велико: они не только повышали общеобразовательную и специальную подготовку учителей, но и оказывали им большую моральную поддержку, привлекали внимание общественности к жизни школы. 2. Иосиф Иванович Паульсон (1825 - 1898), педагог, методист, общественный деятель, вместе с П.Г. Редкиным и А.Л. Чумиковым организовал Петербургское педагогическое общество (1859) и был его секретарем, участвовал в создании Фребелевского общества (1871) и курсов при нем. Вместе с Н.Х. Весселем был основателем и редактором-издателем журнала "Учитель" (1861 - 1870).

    Специалист в области начального обучения, Паульсон пропагандировал аналитический звуковой метод обучения грамоте и являлся сторонником объяснительного чтения.

    Среди учебных и методических пособий, написанных Паульсоном, наиболее значительна "Методика грамоты по историческим и теоретическим данным" (ч. 1 - 2, 1887 - 1892), которая содержит обстоятельный исторический обзор различных методов обучения грамоте и основную методику руководств в этой области.

    На педагогических взглядах Паульсона сказалось некритическое использование им некоторых положений немецкой педагогики середины XIX века, что частично отразилось в отдельных формалистических приемах обучения, рекомендованных его методикой и критиковавшихся К.Д. Ушинс- ким, Л.Н. Толстым и др. Использованные источники:

    Латышина Д.И. История педагогики. С. 431 - 433. Российская педагогическая энциклопедия. С. 110.


    Please publish modules in offcanvas position.