История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 27. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

    Содержание материала

    Вопрос 27. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

    1.  Краткий биографический очерк

    2.  Взгляд на человека

    3.  Этапы познания

    4.  Принцип природосообразности

    1. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XVII века.

    Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс- ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

    Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававшего одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века

    Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнская школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансо- фическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

    2. Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты.

    Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. Ступени познания: чувственное познание; обобщение, абстракция, научное знание; осмысление, проверка практикой, мудрость.

    Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность:

    человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

    далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание.

    Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:

    во-первых, теории, во-вторых, практике.

    Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности: природа едина,

    в ней все происходит целесообразно,

    царят гармония и порядок,

    все протекает постепенно,

    природа не терпит ничего бесполезного.

    Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим законам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что- либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять,

    что он имеет заложенным в себе самом".

    Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:

    демократизм,

    гуманизм,

    народность.

    Использованные источники:

    Латышина Д.И. История педагогики. С. 26 - 27.

    Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. С. 79.


    Please publish modules in offcanvas position.