История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 71. Развитие педагогических идей в России (вторая половина XIX века)

    Содержание материала

    Вопрос 71. Развитие педагогических идей в России (вторая половина XIX века)

    1.  Мыслители-социалисты о воспитании

    2.  ПА. Кропоткин о понятии 'взаимопомощь'

    3.      Педагогические воззрения Д.И. Менделеева

    4 4

    4.  Работы по истории педагогики

    1. В 60 - 70-е гг. XIX века оригинальные мысли о воспитании были высказаны и профессиональными революционерами. Влияние их на русское учительство эпохи "хождения" в народ и после было довольно значительно.

    Среди этих мыслителей прежде всего следует назвать Михаила Александровича Бакунина (1814 - 1876), взгляды которого во многом формировались под влиянием западников 40-х гг. XIX века. В 60-е гг. он возглавил анархическое направление в русской революционно-демократической мысли, а в 70-е гг. - движение революционных народников. М.А. Бакунин:

    последовательно выступал против идеи религиозного воспитания, объявив себя сторонником рационального образования, дающего людям силу; анархическое переустройство общества снизу вверх могло бы создать равные условия для всеобщего образования, ликвидируя гнет "былых авторитетов";

    конечная цель воспитания должна состоять в формировании людей свободных, полных уважения и любви к свободе других;

    выступал за полное разрушение имеющихся в России школ. Вместо них должны быть организованы центры "взаимного обучения", созданные самим народом, так называемые "вольные академии". Близкую позицию занимали и такие мыслители, как Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900), Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904), которые полагали, что человек активен и добр по своей природе и готов действовать на благо людей. Поэтому воспитание должно лишь раскрыть эту заложенную природой особенность человеческой природы, которая станет основой формирования общественно-активной личности, исповедующей рациональную философию действия и постоянного самосовершенствования.

    2. Педагогические идеи Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) явились частью его социальной утопии. Центральным понятием в его теории анархического коммунизма явилось понятие "взаимопомощь'. По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо воспитывать в детях "инстинкт общительности' как основы нравственности. Эта мысль находит последующее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания.

    3. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) в своих педагогических статьях "О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей", "О народном просвещении в России" высказал ряд интересных мыслей:

    о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны и народа;

    об изучении в средней школе основ наук, прежде всего математики и естествознания;

    о соединении теории с практическими занятиями;

    о включении в содержание образования ручного труда, пения и физического воспитания.

    4. В конце XIX века появились крупные работы по истории педагогики. Зачинателем этого направления в отечественной педагогике был друг и соратник К.Д. Ушинского, учитель и детский поэт Лев Николаевич Модзалевский (1837 - 1896), автор историко-педагогического исследования "Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен", одного из первых исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского.

    Вслед за Л.Н. Модзалевским историко-педагогические проблемы исследовали Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) и Петр Федорович Капте- рев (1849 - 1922). Использованные источники: История педагогики и образования. С. 370 - 372.


    Please publish modules in offcanvas position.