История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 34. Педагогические идеи Просвещения во Франции

    Содержание материала

    Вопрос 34. Педагогические идеи Просвещения во Франции

    1.  Педагогические суждения Ф. Фенелона

    2.   "Трактат об образовании"Ш. Роллена

    3.      "Дух законов" Ш.Л. Монтескье

    1.   Провозвестниками идей Просвещения во французской педагогике были Франсуа Фенелон и Шарль Роллен.

    Ф. Фенелон (1651 - 1715) - один из первых педагогов нового времени. Педагогические суждения:

    отвергал в воспитании авторитарность;

    полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка;

    необходимо не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. О женском образовании Фенелон размышлял в трактате "Воспитание девиц" (1680);

    отвергал жесткое воспитание - в раннем детском возрасте следует умело сочетать нежность и ласку, одновременно приучая детей к терпению;

    в нравственном воспитании выделял прежде всего необходимость приучения к честности и искренности.

    Одним из наибольших недостатков обучения Фенелон считал отсутствие в нем привлекательности для детей и предлагал чередовать игру и учебу.

    2.   Ш. Роллен (1661 - 1741) придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" людей и отводил ведущую роль в воспитании наставнику.

    Основной труд - "Трактат об образовании" (1728), где кодифицированы современные автору нормы школьного обучения и воспитания: 4 совместное воспитание детей до 6 - 7-летнего возраста;

    затем для девочек особая программа занятий: французский язык, четыре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории.

    Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков родного языка и отдавал французскому языку главное место в программе. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествознания и математики.

    В программу элементарного обучения включал занятия "физикой' - наблюдения за природой, знакомство с простейшими предметами (бума-

    га, хлеб, нож и пр.). По его мнению, выпускник коллежа должен приобрести "способность действовать". 3. Борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования,

    бывшая одной из целей представителей французского Просвещения, началась с публикации "Духа законов" (1748) Монтескье. Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) предложил в своей работе следующую программу:

    формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства;

    неприятие деспотии абсолютной монархии;

    замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 151 - 153.


    Please publish modules in offcanvas position.