История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 52. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта

    Содержание материала

    Вопрос 52. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта

    1.  Краткий очерк

    2.  Основы теории И.Ф. Гербарта

    3.  Главная цель воспитания

    4.  Воспитывающее обучение

    5.  Учение Гербарта о ступенях обучения

    6. Нравственное воспитание

    7. Понятие управления

    1. Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсберг- ским университетами.

    Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:

    "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);

    "Учебник психологии" (1816);

    "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);

    "Очерк лекций по педагогике" (1835).

    Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

    2. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

    По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

    Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

    Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.

    Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.

    3. Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.

    4. Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:

    эмпирический - к окружающему миру;

    спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;

    эстетический - к прекрасному;

    симпатический - к "близким";

    социальный - ко всем людям;

    религиозный.

    По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:

    на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;

    на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;

    третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;

    на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.

    В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.

    Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:

    идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

    идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая

    "внутреннюю гармонию";

    идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

    идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

    К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.

    Основными средствами управления, по Гербарту, являются: надзор,

    приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.

    Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.

    Использованные источники:

    Латышина Д.И. История педагогики. С. 63.

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 201.


    Please publish modules in offcanvas position.