Вопрос 18. Влияние церковной культуры на развитие образования
1. Школы, создаваемые церковью
2. Новые типы школ
3. Рыцарское воспитание
4. Университеты
5. Развитие схоластики
1. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры.
Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353 - 430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании. В VI - VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью:
✓ монастырские школы - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние);
✓ соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, - в центрах церковного управления;
✓ приходские школы - открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире священника и собирали 3 - 10 мальчиков.
Языком обучения являлся латинский.
В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины; учение продолжалось несколько лет.
Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V - VI вв.), включавших:
✓ тривиум - грамматику, риторику, диалектику;
✓ квадриум - арифметику, географию, астрономию, музыку.
Основой всех наук считалась грамматика. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг.
Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церковных проповедников.
Частыми в школах были физические наказания.
2. В XIII - XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться новые типы школ:
✓ цеховые (для детей ремесленников),
✓гильдейские (для детей купцов),
✓городские - впоследствии объединившие цеховые и гильдейские.
Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском.
Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера.
Появились подобные учебные заведения и для девочек.
Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его
содержанием были семь рыцарских добродетелей:
езда верхом,
плавание,
владение копьем и мечом,
фехтование,
охота,
игра в шахматы,
умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Книжная образованность презиралась. Организация воспитания была следующей: до 7 лет мальчик жил в своей семье;
с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных;
с 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина. Таким образом осваивались вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия; в 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари.
В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т. п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь.
В XII веке возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты:
Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), в XIV веке в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.
Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где
изучались "семь свободных искусств", и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6 - 7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень "магистра искусств". Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6 - 7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.
Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам.
5. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI - XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.
Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную "науку" словопрения, однако господствовала в обучении еще на протяжении долгих веков. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 110. Латышина Д.И. История педагогики. С. 15 - 18.