История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 18. Влияние церковной культуры на развитие образования

    Содержание материала

    Вопрос 18. Влияние церковной культуры на развитие образования

    1.  Школы, создаваемые церковью

    2.  Новые типы школ

    3.      Рыцарское воспитание

    4.  Университеты

    5.  Развитие схоластики

    1. Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры.

    Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным) (353 - 430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании. В VI - VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью:

    монастырские школы - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние);

    соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, - в центрах церковного управления;

    приходские школы - открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире священника и собирали 3 - 10 мальчиков.

    Языком обучения являлся латинский.

    В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины; учение продолжалось несколько лет.

    Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем расширялся, стали изучать семь свободных искусств (V - VI вв.), включавших:

    тривиум - грамматику, риторику, диалектику;

    квадриум - арифметику, географию, астрономию, музыку.

    Основой всех наук считалась грамматика. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбирались тексты религиозных книг.

    Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиозные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церковных проповедников.

    Частыми в школах были физические наказания.

    2. В XIII - XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться новые типы школ:

    цеховые (для детей ремесленников),

    гильдейские (для детей купцов),

    городские - впоследствии объединившие цеховые и гильдейские.

    Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском.

    Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера.

    Появились подобные учебные заведения и для девочек.

    Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его

    содержанием были семь рыцарских добродетелей:

    езда верхом,

    плавание,

    владение копьем и мечом,

    фехтование,

    охота,

    игра в шахматы,

    умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Книжная образованность презиралась. Организация воспитания была следующей: до 7 лет мальчик жил в своей семье;

    с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных;

    с 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина. Таким образом осваивались вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия; в 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари.

    В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т. п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь.

    В XII веке возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты:

    Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), в XIV веке в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.

    Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где

    изучались "семь свободных искусств", и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6 - 7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень "магистра искусств". Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6 - 7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук.

    Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам.

    5. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI - XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе.

    Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную "науку" словопрения, однако господствовала в обучении еще на протяжении долгих веков. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 110. Латышина Д.И. История педагогики. С. 15 - 18.


    Please publish modules in offcanvas position.