Вопрос 85. Развитие системы среднего образования в России (начало XX в.)
1. Изменения в системе среднего образования
2 Принципы реформы средней школы
3 Комиссия по средней школе
4. План реформы средней школы
5. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения
1. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв. происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования, где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908 - 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.
Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира.
2. Комиссия 1900 года предложила:
✓ создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы;
✓ улучшить материальное положение преподавателей средней школы;
✓ сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища;
✓ усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах;
✓ сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка;
✓ повысить статус реальных училищ;
✓ облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и наоборот, из реального училища в гимназию. Предложения комиссии были реализованы только частично.
1. Новая Комиссия по средней школе (1901) пошла еще дальше в своих предложениях по ослаблению классического образования и усилению современного:
✓ предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое
учебное заведение;
✓ было намечено оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык;
✓ предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе,
логике, математике, физике;
✓ намечалось включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания. Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году.
2. Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был составлен План реформы средней школы (1916), которым намечалось создание единой школы (гимназии) с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1 - 3-е и 4 - 7-е классы).
После четвертого класса должны были следовать три ветви обучения:
✓ новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками),
✓ гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков),
✓ реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики). В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, и его плану не было дано хода.
3. Путь реформирования программ, форм и методов среднего образования открыли в начале XX века экспериментальные учебно-воспитательные заведения.
По образцу "новых школ" Запада были устроены несколько учебных заведений:
✓ школа в Царском Селе (1900 г., руководитель Е.С. Левицкая),
✓ гимназия в Новочеркасске (1906 г., руководитель Е.Д. Петрова),
✓ гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г., руководитель О.Я. Яковлева). Наподобие западных "сельских воспитательных домов" под Москвой (станция Лосиноостровская) и Петербургом (станция Поповка) после 1905 года были созданы "сельские гимназии".
Тогда же ряд нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений появился в Москве:
✓ новая школа М.Х. Свентицкой,
✓ Детское училище Е.П. Залесской,
✓ гимназия Е.А. Кирпичниковой,
✓ гимназия Е.А. Репман.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 355 - 358.