История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 48. Русские просветители о воспитании

    Содержание материала

    Вопрос 48. Русские просветители о воспитании

    1   Воспитательная программа НИ. Новикова

    2   А.Н. Радищев о воспитании

    1. НИ. Новиков, будучи по своему мировоззрению просветителем европейского типа, полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием.

    Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против "рабского состояния" в воспитательной программе Н.И. Новикова была центральной. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества - необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.

    Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части:

    физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей;

    нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином;

    4 образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.

    Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания. Он считал неправильным воспитание в закрытых учебных заведениях и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе.

    Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил разумно организованному домашнему образованию и семейному воспитанию, называя семью в числе важнейших факторов формирования человеческой личности.

    2. A.H. Радищев - человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения, - требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как "истинные сыны Отечества" должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те, и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. С его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.

    Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате - они рассеяны по его произведениям "Слово о Ломоносове", "Вольность", главы в "Путешествии из Петербурга в Москву", "Беседа о том, что есть сын отечества" и "Рассуждение о труде и праздности".

    Использованные источники:

    История педагогики и образования. С. 268 - 269, 274 - 275.


    Please publish modules in offcanvas position.