История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 62. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании

    Содержание материала

    Вопрос 62. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании

    1.   Педагогические идеи Д.И. Писарева

    2.   Педагогические воззрения

    Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова

    1.  Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868) в статьях "О журнале для воспитания", "О Русском педагогическом вестнике", "Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав.

    Писарев

    склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка;

    отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы;

    полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

    2.   Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861) сходились во взглядах на воспитание и образование.

    Н.Г. Чернышевский

    вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием;

    недостатки школы видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания;

    говоря о воспитательных идеалах, вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага;

    руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию - считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы;

    полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер;

    одним из ведущих свойств человека считал активность, а важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности. Н.А. Добролюбов

    написал несколько специальных работ по вопросам образования и воспитания ("О значении авторитета в воспитании", "О народном воспитании" и др.);

    критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых;

    стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо";

    полагал, исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо"), что умственное, физическое и нравственное воспитание никоим образом не следует обособлять друг от друга;

    указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При этом делались радикальные, далеко идущие выводы;

    в центр воспитания помещал заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни.

    Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 285 - 288.


    Please publish modules in offcanvas position.