Вопрос 88. Вклад В.И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории
1. Педагогическая концепция В.И. Вахтерова
2. П.Ф. Лесгафт - создатель оригинальной системы физического воспитания
1. Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924) - известный учитель народного образования, педагог и методист.
Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной ("новой", "научной") педагогики. Ее основу составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединенная с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса.
По Вахтерову, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребенка.
Научный принцип Вахтеров выдвигал как определяющий при решении вопросов содержания школьного образования, методов обучения и воспитания.
Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогического исследования. Для сравнения эффективности различных методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. Вахтеров как теоретик и методист начального обучения следовал общепедагогическим идеям К.Д. Ушинского.
Сторонник развивающего обучения, Вахтеров выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Составленный им "Русский букварь" (1898) выдержал свыше 100 изданий.
2. Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена Петром Францевичем Лесгафтом (1837 - 1909).
Идеально воспитанный человек, по Лесгафту, прежде всего разумен и мудр. Такой человек осознанно относится к своему поведению, в состоянии соединить прошлый и настоящий опыт, "предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений". Мудрость человека должна помочь ему подняться над личными интересами и "подсказать, что его долг в содействии совершенствованию общества".
Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложены целесообразные принципы и условия физического воспитания:
✓ естественность,
✓ сознательность при выполнении,
✓ постепенность и последовательность физических упражнений и др.
Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов:
✓ хаотический, в котором пребывает новорожденный;
✓ рефлекторно-опытный (до появления речи);
✓ подражательно-реальный (до школьного возраста);
✓ подражательно-идейный (до 20 лет);
✓ критико-творческий (период взрослой жизни).
В каждом из этих периодов необходимо соблюдать определенные правила воспитания. Для первых трех периодов главные факторы воспитания следующие:
✓ соблюдение гигиены;
✓ соответствие между словом и делом воспитателя;
✓ отказ от произвола в отношении воспитанника;
✓ уважение ребенка, его права личной неприкосновенности. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 365 - 366.