История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 24. Образование в Русском государстве в XVII веке

    Содержание материала

    Вопрос 24. Образование в Русском государстве в XVII веке

    1.  Начальное обучение

    2.  Школы братств

    3.      Киевская академия

    4.  Школы при Андреевском монастыре

    5.  Типографская школа

    6.  Открытие школы в Богоявленском монастыре

    7. Московская академия

    1. Начавшиеся в XVII веке позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения.

    В целом в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у "мастера грамоты", при монастырях и церквях.

    2. Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения: служить укреплению православной веры и церкви.

    В братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и исполняли роль духовных семинарий. Школы братств являлись общественными, а не частными или семейными.

    Жизнь братских школ была религиозно-церковной. Обязательно соблюдались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и "семи свободных искусств", трактовавшихся с позиций православия.

    Заботясь о повышении образованности своих членов, братства приобретали книги.

    3. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства, которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был и Петр Могила, основавший в 1615 году школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских коллегий в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Для преподавания различных наук в академии он вызвал из львовской школы православных учителей. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором учились 1200 человек и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богословию, юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов.

    1. В 40-х гг. XVII века Ф.М. Ртищеву было поручено основать при Андреевском монастыре школу по типу украинских училищ.

    Школа ориентировалась в образовании на греческую школьную традицию. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.

    2. Первым учебным заведением со значительным числом учащихся была Типографская школа, основанная в 1681 году иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем - по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количество учеников увеличивалось, расширялась программа: изучали уже не только славянский, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеобразное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

    3. Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в

    Москве в 1685 году греческими монахами братьями Иоанникием и Со- фронием Лихудами. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первыми посещать ее начали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом и латинском языках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

    4. Границы между средними и высшими школами в России в XVII веке были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

    В 1687 году в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение - Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия.

    Московская академия была организована по образцу Киевской. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Учреждение ее как бы заканчивало первый, церковно-религиозный период отечественного образования. В этом учебном заведении серьезно изучались не только богословие, но и светские науки.

    Обучение начиналось с подготовительного класса - славяно-российской школы, где учили азбуке, Часослову, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в "школу греческого книжного учения", затем приступали к изучению грамматики.

    Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом, и на латинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братьями Лихудами, которые следовали западноевропейским образцам. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.

    Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII века она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение - духовную семинарию.

    Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения уже в петровскую эпоху - поэты Антиох Кантемир (1708 - 1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. - не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669 - 1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 159 - 163.


    Please publish modules in offcanvas position.