История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

    Содержание материала

    Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

    1 Образовательные, научные и культурные центры

    2.  Появление учебных пособий

    3.  Характер образования

    1.   В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) создавались новые научные и культурные центры:

    в Александрии в начале III века до н. э. был организован знаменитый Мусейон с библиотекой, зверинцем и ботаническим садом. В Александрийской библиотеке собирались и изучались сочинения по всем отраслям литературы, науки и культуры, здесь формировалась филологическая традиция работы с текстами;

    другим научным центром был Пергам;

    большими библиотеками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы;

    знаменитым центром риторики был Родос.

    Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом конце IV века до н. э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр воспитания.

    2.   Появились учебные пособия по всем областям знания эпохи эллинизма:

    грамматика Дионисия Фракийского, имевшего множество последователей,

    пособие Аристоксена "Начала гармонии",

    "Введение в гармонию" Клеонида,

    "Начала" Евклида,

    "Введение в арифметику" Никомаха из Герасы,

    ряд сочинений по логике и языкознанию, созданных представителями

    стоической философии, и др. 3. Характер начального образования в эпоху эллинизма по сравнению с классической эпохой практически не изменился.

    Круг занятий на более высокой ступени - в грамматической школе - уже определялся новым характером эллинистической образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались "авторы", прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование "авторов" сопровождались упражнением в сочинительстве, причем были отработаны школьные жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварительные упражнения).

    Обучение красноречию было специальной задачей риторской школы. Широкая образовательная программа имела вводный характер и не была рассчитана на профессиональную подготовку, которая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиболее известных центрах эллинистического образования.

    Система государственного высшего образования - воспитание эфебов - предполагала прежде всего военные и физические упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 43 - 44.


    Please publish modules in offcanvas position.