Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма
1 Образовательные, научные и культурные центры
2. Появление учебных пособий
3. Характер образования
1. В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) создавались новые научные и культурные центры:
✓ в Александрии в начале III века до н. э. был организован знаменитый Мусейон с библиотекой, зверинцем и ботаническим садом. В Александрийской библиотеке собирались и изучались сочинения по всем отраслям литературы, науки и культуры, здесь формировалась филологическая традиция работы с текстами;
✓ другим научным центром был Пергам;
✓ большими библиотеками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы;
✓ знаменитым центром риторики был Родос.
Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом конце IV века до н. э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр воспитания.
2. Появились учебные пособия по всем областям знания эпохи эллинизма:
✓ грамматика Дионисия Фракийского, имевшего множество последователей,
✓ пособие Аристоксена "Начала гармонии",
✓ "Введение в гармонию" Клеонида,
✓ "Начала" Евклида,
✓ "Введение в арифметику" Никомаха из Герасы,
✓ ряд сочинений по логике и языкознанию, созданных представителями
стоической философии, и др. 3. Характер начального образования в эпоху эллинизма по сравнению с классической эпохой практически не изменился.
Круг занятий на более высокой ступени - в грамматической школе - уже определялся новым характером эллинистической образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались "авторы", прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование "авторов" сопровождались упражнением в сочинительстве, причем были отработаны школьные жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварительные упражнения).
Обучение красноречию было специальной задачей риторской школы. Широкая образовательная программа имела вводный характер и не была рассчитана на профессиональную подготовку, которая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиболее известных центрах эллинистического образования.
Система государственного высшего образования - воспитание эфебов - предполагала прежде всего военные и физические упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. С. 43 - 44.