История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 106. Современная практика школьного обучения и воспитания

    Содержание материала

    Вопрос 106. Современная практика школьного обучения и воспитания

    1.  Школьные системы

    2.  Практика школьного обучения и воспитания

    1.     Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения.

    По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам:

    полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете;

    средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе;

    профессиональные учебные заведения.

    Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью.

    В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. На исходе столетия определились главные тенденции развития педагогического образования.

    Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования.

    2. Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования.

    Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления - функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни. Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении. В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ:

    традиционный тип - обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти;

    специальные программы, адресованные той или иной части учащихся - их куда больше;

    интегративные программы. Классический пример интегративного курса - программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний.

    Изменения в школьных программах производились двумя путями:

    экстенсивным - традиционный путь. Он предусматривает дробное предметное обучение;

    интенсивным - создание программ, иных по целям, структуре и содержанию.

    "Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения.

    К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию:

    младшей средней школы (США и Япония),

    объединенной школы (Англия),

    общей школы (Германия),

    единого коллежа (Франция).

    После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществляется в учебных заведениях полного общего образования разного типа:

    грамматической и современной школах (Англия),

    реальном училище, гимназии и основной школе (Германия),

    технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция),

    старшей средней школе (США, Япония).

    Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ.

    В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков.

    Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы. Следует также сказать о компенсирующем обучении. Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся.

    Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности. Развиваются тенденции гуманного воспитания.

    На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников. Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Возросли масштабы воспитания в духе мира.

    Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами.

    В мире распространяется поликультурное воспитание (с учетом культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств), но его масштабы в ведущих странах неодинаковы.

    Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию).

    Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия.

    B ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообра- зовательный материал. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 336 - 342.


    Please publish modules in offcanvas position.