Вопрос 106. Современная практика школьного обучения и воспитания
1. Школьные системы
2. Практика школьного обучения и воспитания
1. Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения.
По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам:
✓ полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете;
✓ средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе;
✓ профессиональные учебные заведения.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с вопросом светскости обучения, со взаимоотношениями школы с церковью.
В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. На исходе столетия определились главные тенденции развития педагогического образования.
Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования.
2. Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования.
Подъем планки минимального образования породил развитие нового явления - функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни. Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении. В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ:
✓ традиционный тип - обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти;
✓ специальные программы, адресованные той или иной части учащихся - их куда больше;
✓ интегративные программы. Классический пример интегративного курса - программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний.
Изменения в школьных программах производились двумя путями:
✓ экстенсивным - традиционный путь. Он предусматривает дробное предметное обучение;
✓ интенсивным - создание программ, иных по целям, структуре и содержанию.
"Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования и обучения.
К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию:
✓ младшей средней школы (США и Япония),
✓ объединенной школы (Англия),
✓ общей школы (Германия),
✓ единого коллежа (Франция).
После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществляется в учебных заведениях полного общего образования разного типа:
✓ грамматической и современной школах (Англия),
✓ реальном училище, гимназии и основной школе (Германия),
✓ технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция),
✓ старшей средней школе (США, Япония).
Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ.
В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков.
Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы. Следует также сказать о компенсирующем обучении. Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся.
Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности. Развиваются тенденции гуманного воспитания.
На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников. Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Возросли масштабы воспитания в духе мира.
Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами.
В мире распространяется поликультурное воспитание (с учетом культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств), но его масштабы в ведущих странах неодинаковы.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию).
Традиционная область воспитания - воспитание в процессе обучения. В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия.
B ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообра- зовательный материал. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 336 - 342.