История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 7. Философы Древней Греции о воспитании

    Содержание материала

    Вопрос 7. Философы Древней Греции о воспитании

    1. Демокрит

    2.  Сократ и его ученики

    3.  Платон

    4. Аристотель

    1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма существенное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

    Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

    Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:

    хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом";

    родителям важно посвятить себя воспитанию детей;

    процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека;

    важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта;

    естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.

    2. Софисты стремились к воспитанию политически активных граждан полиса.

    Основным они считали преподавание красноречия - риторики и объясняли это тем, что человек, овладевая искусством риторики, приобретает умение завоевывать мнение большинства, а следовательно, угадывает смысл общего блага.

    Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). Педагогические суждения Сократа:

    главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;

    человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;

    счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;

    задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");

    самопознание - наиболее верный путь проявления способностей человека. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование. Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - сократического метода. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор (" майевтика").

    Ученики Сократа, высказывавшие интересные мысли о воспитании:

    Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) - автор первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан; первооснова нравственного воспитания - формирование чувства справедливости;

    Антисфен (450 - 360 до н. э.) - считал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений, приучать воспитанников преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага, причем основным методом воспитания должен быть пример наставника.

    3. Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования

    молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил.

    Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам.

    По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школьного образования.

    Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона:

    в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания;

    в "Теэтете" излагается теория познания;

    в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того,

    что душа знала до своего земного воплощения;

    в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же начальствовать.

    Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о "мире идей" - особом интеллектуальном мире, по сути дела - мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи - лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.

    В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

    4. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные.

    Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Аристотель

    ставил наставника на самую высокую ступень в обществе;

    полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, душой животной и душой разумной;

    идеал счастья - блаженство - видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

    Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика":

    он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию;

    допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педо- номов;

    считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;

    предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа".

    Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 43 - 44, 47 - 49. История педагогики и образования. С. 61 - 63.


    Please publish modules in offcanvas position.