История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 58. Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века

    Содержание материала

    Вопрос 58. Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века

    1.  Реформа образования

    2.   Частные учебные заведения

    3.  Учреждение лицеев

    4. Домашнее воспитание

    5.  Реакционные тенденции

    1. В годы царствования ААлександра I (1801 - 1825) школьная политика прошла два различных этапа:

    до 1815 года реформы пыталиь провести в духе Просвещения. Эти планы

    в известной степени были следствием либерализма молодого царя;

    с 1816 года возобладали реакционные тенденции.

    На первом этапе, на протяжении 1802 - 1804 гг., произошла реформа народного образования.

    В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завадовский (1739 - 1812). Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомыхуниверситетам (1804).

    Новая система предусматривала 4 ступени образования:

    университеты (высшая ступень),

    гимназии (средняя ступень),

    уездные училища (промежуточная ступень),

    приходские школы (низшая ступень).

    Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах - на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах - и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др.

    Курс гимназического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно- исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка.

    Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.

    Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия.

    Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств.

    2. Все более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными:

    Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет),

    Ярославский лицей,

    Лазаревский Институт восточных языков в Москве,

    подмосковный пансион В.В. Измайлова,

    школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др.

    Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы.

    3. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772 - 1839).

    Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея (из стен которого вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер) был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765 - 1814).

    4. В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное".

    5. В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции:

    клерикализация школьного дела при А.Н. Голицыне, возглавившем в 1816 году Министерство образования;

    манифест императора о создании Министерства народного просвещения и духовных дел;

    инструкции для университетов, подготовленные М.Л. Магницким, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня";

    ревизия Казанского университета и ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма.

    При министре просвещения А.С. Шишкове в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 266 - 269.


    Please publish modules in offcanvas position.