История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 99. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко

    Содержание материала

    Вопрос 99. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко

    1.  Практическая деятельность А.С. Макаренко

    2.   Основные положения педагогической теории

    1. А.С. Макаренко (1888 - 1939) пришел в педагогическую науку как блестящий практик:

    в 1917 - 1919 гг. он заведовал школой в Крюкове;

    в 1920 году принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького);

    в 1928 - 1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове.

    Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др.

    2. Начальный этап всего воспитательного процесса - педагогическое проектирование.

    Цель воспитательной работы предусматривает "программу человеческой личности", тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог.

    Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории:

    типичные, общие для всех;

    индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности, способности, наклонности. Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей.

    Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин "коллектив" в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

    Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.

    Коллектив проходит в своем развитии три стадии:

    коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам;

    возникает актив - группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам;

    складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

    В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками. Прочие принципы/:

    традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность;

    мажор - основное качество жизни коллектива;

    ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив;

    идея защищенности каждого в коллективе;

    присутствие игры в жизни коллектива.

    Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.

    Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения (перспектива). Перспективы могут быть:

    близкими - близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, прогулки и экскурсии и др.;

    средними - это радостное коллективное событие, несколько отодвинутое во времени;

    дальними - это будущее учреждения. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 386. Латышина Д.И. История педагогики. С. 533 - 544.


    Please publish modules in offcanvas position.