Вопрос 82. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
1. Создание школ нового типа
2. Школы нового типа в странах Европы
3. Общая панорама развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке
1. Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, - открытия "образцовых' школ для детей состоятельных родителей. Это послужило началом движения "новых школ".
Широкой известностью пользовалась школа в Абботсхольме в Англии в графстве Дербшир, основанная в 1889 году доктором Сесилем Редди (1858 - 1932).
Девизом школы служил лозунг - "Свобода - это повиновение закону".
С. Редди был убежден, что для принципиального изменения школьного дела необходима своего рода педагогическая лаборатория, где будут формироваться "благородные англичане".
В результате нескольких лет опыта школьной работы С. Редди пришел к выводу, что в "новой школе" могут быть выделены три основных типа:
✓ школа для будущего рабочего с крепкими мускулами;
✓ школа для людей, деятельность которых потребует глубокого понимания проблем современного мира;
✓ школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, права, педагогической деятельности.
2. Из Англии практика открытия "новыгх школ" стала распространяться и на другие страны Европы.
В Германии благодаря Герману Литцу (1868 - 1919) были открыты сиротский приют и две средние школы-интерната, в которых должна была воспитываться "духовная элита", способная противостоять разрушающей человеческий дух действительности. В этих интернатах, "сельских воспитательных домах", главное внимание уделялось нравственно-гражданскому воспитанию.
Густав Винекен (1875 - 1964) открыл в 1906 году в поселке Виккерс- дорф (Тюрингия) так называемую "Свободную школьную общину", где обучались и воспитывались как мальчики, так и девочки. В своей системе, видимо под влиянием социальной педагогики, Г. Винекен большое внимание уделял выработке у учащихся привычки к совместному труду, а само воспитание в общине сводил к формированию, по его определению, "молодежной культуры", своеобразной и свободной от авторитаризма взрослых.
Эдмон Демолен (1852 - 1907) открыл в 1899 году во Франции школу де Рош, где воспитывались мальчики из привилегированных слоев населения. Программа школы исходила из новых подходов к организации учебной работы и формированию трудовых навыков.
Бельгийский педагог, врач и психолог Овид Декроли (1871 - 1932), также представитель движения "новых школ", открыл в Брюсселе в 1907 году учебное заведение, которое существует и поныне. В основу работы этой школы он положил принцип удовлетворения интересов и потребностей детей. Основой обучения и воспитания у О. Декроли стали учебные комплексы, названные им "центрами интересов", сущность которых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые более отвечают детским интересам и потребностям. В 1899 году молодой ученый из Швейцарии Адольф Ферьер (1879 - 1960) явился инициатором создания Международного бюро "новых школ". Одна из основных задач Бюро состояла в том, чтобы четко определить характеристики "новой школы". К ним относилось прежде всего место расположения школы - это загородная местность, интернатная система, самоуправление, совмещение умственной работы с физической деятельностью в мастерских или на ферме и т. д.
3. В Англии после принятия законов 1870 года (акт Ферстера) и 1902 года (акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые населением школьные комитеты получили возможность расширения сети школ, субсидируемых государством, так называемых "паблик скулз". Начальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3 - 5 лет к школе в детском саду, начальную школу с шести- или восьмилетним курсом обучения и среднюю школу.
Довольно широкое распространение получил новый тип школы - "признанные школы' (для подростков 12 - 17 лет) с шестилетним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и социальными требованиями.
В конце XIX - начале XX вв. в Великобритании возникла и получила в дальнейшем распространение во многих странах мира внешкольная скаутская (от англ. - разведчик) организация детей 8 - 18 лет. Основатель организации Роберт Баден-Пауэлл (1857 - 1941) объединил подростков
в бойскаутские (для мальчиков) и герлскаутские (для девочек) отряды, которые имели свой устав, символику, обязательства. В Германии в 1872 году министр народного просвещения А. Фальк отменил прежние "регулятивы" и издал новый закон "Общие постановления о народной школе и подготовке учителей".
Система образования стала представлять собой либо начальную четырехлетнюю школу и четырехлетнюю школу повышенного типа, дающую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточной школе с продолжительностью обучения в 2 - 3 года. Затем следовали низшие профессиональные и средние учебные заведения.
В системе среднего образования было выделено три типа школ:
✓ классическая гимназия,
✓ реальная гимназия,
✓ высшее реальное училище.
В большинстве штатов США государственная система образования состояла из восьмилетней начальной и четырехлетней средней школы. Начальная школа, которая была обязательной и бесплатной, подразделялась на элементарную и грамматическую.
К концу XX века можно констатировать значительное увеличение числа учебных заведений.
Характерной особенностью системы школьного образования в Америке являлась преемственность элементарной и средней школы. Во Франции в самом конце XIX века министром народного просвещения был Ж. Ферри (1832 - 1893), по инициативе которого был издан ряд законов, касавшихся начальной школы: она становилась всеобщей, обязательной, бесплатной и светской.
По законам 80-х гг. система школьного образования во Франции включала:
✓ материнскую школу (с 3 до 6 лет);
✓ начальную школу (с 6 до 11 лет);
✓ начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет);
✓ профессиональную или общеобразовательную среднюю школу (с 15 до 18 лет).
Особую заботу во Франции к концу XIX века уделяли средней школе.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 390 - 396.