Вопрос 107. Реформирование обучения и воспитания в современной зарубежной школе
1. Взгляды на обновление обучения и воспитания
2. Экспериментальные школы
3. Внедрение в школу технических средств
4. Параллельная школа
5. Идея постоянного воспитания
6. Организации учащихся
1. Необходимость в обновлении обучения и воспитания не вызывает сомнений.
Наиболее радикальную позицию занимают сторонники так называемой неинституционной педагогики (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт - США, Л. Бернар - Франция и др.). Они заявляют, что современная школа обречена на исчезновение и что нужно полностью изменить ориентиры образования.
Большинство педагогов, впрочем, далеки от подобного радикализма. По их мнению, следует усовершенствовать существующую практику школы посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания.
2. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поисков иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ-пилотов превратилась в одно из важных направлений государственной школьной политики.
Власти инициируют опытную работу в сфере образования. Деятельность экспериментальных школ координируется в отдельных странах и на международном уровне.
Во второй половине 1900-х гг. возникло новое поколение экспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Повсеместно организовывались так называемые открытые школы. Они получили распространение в системе начального и отчасти в системе среднего образования. Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию.
Первые открытые школы появились в 1970-х гг. в Англии. Затем они возникли во всех крупнейших странах зарубежья.
Много общего с открытыми школами у альтернативных школ, которые родились на волне критики регламентированной классно-урочной системы, энциклопедизма учебных программ, авторитаризма воспитания.
Главная особенность альтернативных школ - использование таких методик, в которых акцент сделан на гуманных отношениях между участниками учебно-воспитательного процесса, на развитии персонального потенциала учеников.
Пионерами альтернативного обучения оказались педагоги США, где первые 28 альтернативных школ появились в 1968 году.
1. Во второй половине XX века начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.
Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения.
Сторонники использования компьютерной техники в образовании опирались на ряд дидактических идей. Среди них - идея программированного обучения американца Б. Скиннера. Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания.
Иначе трактовал использование ЭВМ другой американский педагог - Г.А. Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обеспечивать единый для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы. Принципиально новый путь обучения - компьютерные игры.
2. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы.
По масштабам воздействия на молодое поколение среди средств массовой информации лидирует телевидение. В ведущих странах мира сложились системы учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.
Среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, на особом месте находится деятельность, получившая наименование пресса в школе.
3. Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания. Имеются в виду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь между школьным (институционным) и внешкольным (неформальным) воспитанием и обучением.
4. Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная
сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 342 - 347.