История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 42. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ

    Содержание материала

    Вопрос 42. Педагогическая деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ

    1. Л.Ф. Магницкий

    2.  Навигацкая и Пушкарская школы

    3.   Частные школы

    1. Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель Школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739). Он внес огромный вклад в методику светского школьного обучения своего времени и в дело развития профессионального образования.

    По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал собственный учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная".

    Труд Магницкого - это солидный том в 360 страниц, содержащий полный курс арифметики, основ алгебры и геометрии, а также необходимые сведения для навигатора (приложение математики к навигации). Автор (исходя из положений науки и методики обучения начала XVIII века) тесно связывает теорию с практикой. Он учит, главным образом, как производить действия, а не объясняет причины того или иного математического закона, приводит множество "прикладов" (примеров).

    Математические знания изучались последовательно по принципу от простого к сложному; математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой.

    Учебник Магницкого был крупным вкладом в учебную и научную литературу того времени, и его появление было событием выдающимся. В процессе обучения Л.Ф. Магницким широко применялись разнообразные средства наглядности - различные таблицы и макеты, наглядные пособия.

    Л.Ф. Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой Нави- гацкой школы с первой ее ступени.

    2. Для подготовки учеников к обучению в собственно Навигацкой школе при ней были организованы два начальных класса, носивших название "русской школы", где учили чтению и письму по-русски, и "цифирной школы", где детей знакомили с началами арифметики, а для желающих преподавали еще фехтование.

    Все учебные предметы изучались в Навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, ученики переводились из класса в класс по мере выучки, а само понятие "класс" означало не элемент классно-урочной системы, которой в России еще не было, а содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т. п. Учение в Навигацкой школе приравнивалось к службе. Одновременно с Навигацкой школой, в том же 1701 году, по ее образцу в Москве была открыта Артиллерийская, или Пушкарская, школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Учащихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали русской грамоте, счету и сразу же начинали готовить к профессии инженера. Преподавателей и для Навигацкой, и для Пушкарской школ готовили прямо на месте из наиболее способных и соответствующих этой функции учеников.

    3. При достаточно поспешном учреждении школ в петровскую эпоху организация их зачастую не была удовлетворительна.

    Акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII века привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.

    Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовавшиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России. В 1705 году в Москве была открыта собственная школа Э. Глюка. В ней должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов. В школе обучали географии, этике, политике, истории, поэтике, философии; латинскому, французскому и немецкому языкам. Уделялось внимание и "светским наукам" - танцам, светским манерам, верховой езде. Желающие могли изучать шведский и итальянский языки. Занятия в школе начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших.

    Распорядок дня школы позволяет сделать вывод, что здесь применялись элементы новой для российских школ формы организации обучения - классно-урочной, при которой дети одной возрастной группы объединялись для изучения того или иного предмета; практиковались уроки для повторения и запоминания уже изученного материала, являвшиеся обязательной формой учебной работы для учителей и учеников. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 245 - 250. Латышина Д.И. История педагогики. С. 226 - 227.


    Please publish modules in offcanvas position.