История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 56. Полемика вокруг школы (XIX в.)

    Содержание материала

    Вопрос 56. Полемика вокруг школы (XIX в.)

     1. Общая характеристика полемики

    2 Вопрос о социальной цели воспитания

    3.  Вопрос о праве на образование всех общественных классов

    4.  Вопрос о принципах участия церкви в школьном деле

    5.  Вопрос управления школьной системой

    6   Проблема всеобщего, обязательного образования

    Целесообразность двух ступеней образовательной школы

    1. Полемика вокруг вопроса о реформе системы образования в западной педагогике вступила в XIX веке в новую фазу. Руководители государств обратили внимание на школу как на важный фактор национального развития.

    Педагоги и деятели образования имели общие подходы к решению основных проблем, трактуемые в зависимости от условий каждой страны. Обсуждались следующие проблемы организации школьной системы: общественная роль и функции школьного образования;

    создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения;

    организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней;

    взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений. Требования создания национальной школьной системы были прогрессивными по сравнению с требованиями сословной школы. Однако образование для большей части населения ограничивалось рамками начальной школы. Средняя школа рассматривалась многими педагогами как ступень, доступ к которой был обеспечен лишь детям имущих классов и небольшому числу наиболее способных выходцев из низов.

    2. Вопрос об общественной роли школьного образования рассматривался педагогикой как вопрос о социальной цели воспитания.

    По мнению И.Г. Песталоцци, "разумная школа" должна обучать "порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких".

    Считалось, что в школе следует готовить два различных типа личности:

    "практический тип" - массовая школа должна формировать политически лояльное поколение;

    "лидер", будущий руководитель общества - школа повышенного образования.

    Виднейшие ученые и педагоги Запада (Д. Бентам, Г. Спенсер - Англия, И.Ф. Гербарт, В. Гумбольдт - Германия, О. Греар, В. Дюрюи - Франция, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - США и др.) разделяли этот взгляд и говорили о необходимости для лидеров не только классического гуманитарного образования, но и знания современных естественных, физико- математических, социально-политических наук.

    3. В XIX веке крупные педагоги (А. Белл, Дж. Ланкастер, Д. Бентам, Г. Спенсер - в Англии, К.Ф. Вандер, В. Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Г. Фихте, Ф.В.Э. Шлейермахер - в Германии, Ф. Гизо, Л.Н. Карно, Ж. Мишле - во Франции, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - в США и др.) развивали идею Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов.

    С другой стороны, противники распространения образования среди населения стремились устранить из нормативных государственных документов даже упоминание о всеобщем праве на образование:

      английская Палата общин в 1807 и 1820 гг. отклоняла проекты о повсеместном создании начальных школ;

      консерваторы во Франции в 1800 году отвергли "проект Шапталя" об организации во всех коммунах начальных школ.

    4. Принципы участия церкви в школьном деле также пересматривались:

      правящие круги добивались создания светских общественных учебных заведений, обосновывая право светского государства на контроль над школьным делом;

      но одновременно допускали фактическую монополию церкви в частных школах, рассматривая церковь и религию как необходимые средства социальной политики.

    Религиозное обучение и воспитание признавались как данность, поскольку западное общество в значительном большинстве не стояло на атеистических позициях.

    Основная часть педагогов и деятелей образования разделяла идею продолжения сотрудничества школы с церковью:

      в Англии за такое сотрудничество выступали обе ведущие политические партии - тори и виги;

      в Германии многие педагоги, в том числе и те, кто не придерживался какой-либо конфессии, полагали верным, что школьное воспитание должно строиться на религиозной основе.

    Однако часть педагогических и общественных кругов в обстановке распространения социалистических доктрин активно обсуждала идею секуляризации школы и ликвидации религиозного обучения:

      в Германии примером такого подхода могут служить взгляды К.Ф. Ван- дера (1803 - 1879);

      во Франции постоянная борьба между сторонниками и противниками светской школы шла на протяжении всего столетия.

    5. При решении вопроса управления школьной системой столкнулись две ориентации:

      с одной стороны, на жесткую централизацию школьной системы;

      с другой - на ее децентрализацию.

    Во Франции педагоги и политики сходились на необходимости создания централизованной школьной системы.

    В Англии и США признавалась целесообразность организации местного самоуправления.

    В Германии шла полемика между защитниками централизации и сторонниками автономии школьного дела.

    6. Вопрос о введении всеобщего, обязательного образования также занимал важное место в полемике по школьному вопросу.

    За положительное решение высказывались представители либеральных общественных и педагогических кругов Запада, приводя в пользу реформы аргументы прежде всего экономического порядка: всеобщее образование - условие "индустриального прогресса" и успехов в торговле, поскольку позволит обеспечить промышленность и сферу коммерции необходимыми кадрами.

    Сторонники обязательного образования сходились на требовании ограничить такую обязательность начальной школой.

    Большая часть педагогов склонялась к сохранению платы за обучение, хотя некоторые настаивали на бесплатном обязательном обучении. "Проект Дюрюи" (1860) во Франции и "проект Робака" (1833) в Англии - примеры школьных реформ, решенных в этом ключе.

    7. Западная педагогика обосновывала целесообразность создания двух ступеней общеобразовательной школы - начальной и средней:

      начальная школа должна была реализовать идею практического образования;

      средняя школа - идеи "классического" и "современного" образования. Например, Г. Спенсер предлагал модернизировать классическую школу, не отрицая при этом значения греко-латинского образования.

    В Германии шла интенсивная разработка еще более дробной типологии общеобразовательных учебных заведений - здесь педагоги не ограничивались выделением двух основных ступеней общего образования. В работе "О воспитании" Ф. Шлейермахер предложил свою типологию общеобразовательной школы:

      для детей из низов - школа народная, где будет даваться начальное, практически полезное для будущего работника образование;

    для средних слоев - городская - историческое, лингвистическое и естественнонаучное образование;

    для избранных - гимназия - классическое образование на греко-латинской основе.

    Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 191 - 198.


    Please publish modules in offcanvas position.