Вопрос 56. Полемика вокруг школы (XIX в.)
1. Общая характеристика полемики
2 Вопрос о социальной цели воспитания
3. Вопрос о праве на образование всех общественных классов
4. Вопрос о принципах участия церкви в школьном деле
5. Вопрос управления школьной системой
6 Проблема всеобщего, обязательного образования
✓ ✓
7 Целесообразность двух ступеней образовательной школы
1. Полемика вокруг вопроса о реформе системы образования в западной педагогике вступила в XIX веке в новую фазу. Руководители государств обратили внимание на школу как на важный фактор национального развития.
Педагоги и деятели образования имели общие подходы к решению основных проблем, трактуемые в зависимости от условий каждой страны. Обсуждались следующие проблемы организации школьной системы: общественная роль и функции школьного образования;
создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения;
✓ организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней;
✓ взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений. Требования создания национальной школьной системы были прогрессивными по сравнению с требованиями сословной школы. Однако образование для большей части населения ограничивалось рамками начальной школы. Средняя школа рассматривалась многими педагогами как ступень, доступ к которой был обеспечен лишь детям имущих классов и небольшому числу наиболее способных выходцев из низов.
2. Вопрос об общественной роли школьного образования рассматривался педагогикой как вопрос о социальной цели воспитания.
По мнению И.Г. Песталоцци, "разумная школа" должна обучать "порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких".
Считалось, что в школе следует готовить два различных типа личности:
✓ "практический тип" - массовая школа должна формировать политически лояльное поколение;
✓ "лидер", будущий руководитель общества - школа повышенного образования.
Виднейшие ученые и педагоги Запада (Д. Бентам, Г. Спенсер - Англия, И.Ф. Гербарт, В. Гумбольдт - Германия, О. Греар, В. Дюрюи - Франция, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - США и др.) разделяли этот взгляд и говорили о необходимости для лидеров не только классического гуманитарного образования, но и знания современных естественных, физико- математических, социально-политических наук.
3. В XIX веке крупные педагоги (А. Белл, Дж. Ланкастер, Д. Бентам, Г. Спенсер - в Англии, К.Ф. Вандер, В. Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Г. Фихте, Ф.В.Э. Шлейермахер - в Германии, Ф. Гизо, Л.Н. Карно, Ж. Мишле - во Франции, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - в США и др.) развивали идею Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов.
С другой стороны, противники распространения образования среди населения стремились устранить из нормативных государственных документов даже упоминание о всеобщем праве на образование:
✓ английская Палата общин в 1807 и 1820 гг. отклоняла проекты о повсеместном создании начальных школ;
✓ консерваторы во Франции в 1800 году отвергли "проект Шапталя" об организации во всех коммунах начальных школ.
4. Принципы участия церкви в школьном деле также пересматривались:
✓ правящие круги добивались создания светских общественных учебных заведений, обосновывая право светского государства на контроль над школьным делом;
✓ но одновременно допускали фактическую монополию церкви в частных школах, рассматривая церковь и религию как необходимые средства социальной политики.
Религиозное обучение и воспитание признавались как данность, поскольку западное общество в значительном большинстве не стояло на атеистических позициях.
Основная часть педагогов и деятелей образования разделяла идею продолжения сотрудничества школы с церковью:
✓ в Англии за такое сотрудничество выступали обе ведущие политические партии - тори и виги;
✓ в Германии многие педагоги, в том числе и те, кто не придерживался какой-либо конфессии, полагали верным, что школьное воспитание должно строиться на религиозной основе.
Однако часть педагогических и общественных кругов в обстановке распространения социалистических доктрин активно обсуждала идею секуляризации школы и ликвидации религиозного обучения:
✓ в Германии примером такого подхода могут служить взгляды К.Ф. Ван- дера (1803 - 1879);
✓ во Франции постоянная борьба между сторонниками и противниками светской школы шла на протяжении всего столетия.
5. При решении вопроса управления школьной системой столкнулись две ориентации:
✓ с одной стороны, на жесткую централизацию школьной системы;
✓ с другой - на ее децентрализацию.
Во Франции педагоги и политики сходились на необходимости создания централизованной школьной системы.
В Англии и США признавалась целесообразность организации местного самоуправления.
В Германии шла полемика между защитниками централизации и сторонниками автономии школьного дела.
6. Вопрос о введении всеобщего, обязательного образования также занимал важное место в полемике по школьному вопросу.
За положительное решение высказывались представители либеральных общественных и педагогических кругов Запада, приводя в пользу реформы аргументы прежде всего экономического порядка: всеобщее образование - условие "индустриального прогресса" и успехов в торговле, поскольку позволит обеспечить промышленность и сферу коммерции необходимыми кадрами.
Сторонники обязательного образования сходились на требовании ограничить такую обязательность начальной школой.
Большая часть педагогов склонялась к сохранению платы за обучение, хотя некоторые настаивали на бесплатном обязательном обучении. "Проект Дюрюи" (1860) во Франции и "проект Робака" (1833) в Англии - примеры школьных реформ, решенных в этом ключе.
7. Западная педагогика обосновывала целесообразность создания двух ступеней общеобразовательной школы - начальной и средней:
✓ начальная школа должна была реализовать идею практического образования;
✓ средняя школа - идеи "классического" и "современного" образования. Например, Г. Спенсер предлагал модернизировать классическую школу, не отрицая при этом значения греко-латинского образования.
В Германии шла интенсивная разработка еще более дробной типологии общеобразовательных учебных заведений - здесь педагоги не ограничивались выделением двух основных ступеней общего образования. В работе "О воспитании" Ф. Шлейермахер предложил свою типологию общеобразовательной школы:
✓ для детей из низов - школа народная, где будет даваться начальное, практически полезное для будущего работника образование;
✓ для средних слоев - городская - историческое, лингвистическое и естественнонаучное образование;
✓ для избранных - гимназия - классическое образование на греко-латинской основе.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 191 - 198.