Вопрос 94. Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.)
1. Новые принципы создания советской школы
2. Руководство школьным делом
3 Проекты документов 1918 года 4. Новые типы обучения и воспитания
1. В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и созданием новой.
В 1917 - 1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декретов, на основании которых:
✓ упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений, изменялась система школ;
✓ школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и запрещалось преподавание религии;
✓ отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;
✓ предоставлялось всем народам России право на создание национальной школы с преподаванием на родном языке;
✓ вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;
✓ создавалась государственная система дошкольного образования (впервые);
✓ общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению.
2. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 - 1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 года, занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах общества.
Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.
3. В 1918 году на I Всероссийском съезде по народному просвещению были приняты проекты документов, во многом определивших облик новой школы: "Положение о единой трудовой школе" и "Основные принципы единой трудовой школы".
Согласно этим документам вводились новые принципы организации и новое содержание школьного обучения:
✓ допускалось широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле;
✓ предусматривалось создание органов школьного самоуправления (школьных советов), в которые включались педагоги, представители учащихся и населения;
✓ вводились примерные (а не обязательные) учебные программы и гибкие, в зависимости от местных условий, учебные планы;
✓ рекомендовалось создание и использование разных учебников;
✓ отменялись отметки, экзамены, а также обязательные домашние задания и все виды наказаний.
Как учителям, так и учащимся представлялась возможность для творчества и широкого экспериментирования. Учитель объявлялся "равноправным членом школьной артели", формы и методы обучения должны были строиться на активности и самостоятельности школьников. Труд провозглашался основой школьного обучения.
Большое внимание уделялось физическому и эстетическому воспитанию, указывалось на огромную воспитательную роль детского труда, объявлялось о необходимости политехнического образования. Гуманное отношение к детям, уважение к ним должны были определять стиль отношений педагогов и воспитанников. Провозглашалось, что единая школа - это не единообразная, она руководствуется общими идеями, но общее рассматривается в контексте местных особенностей края.
4. В первые годы были организованы новые типы обучения и воспитания:
✓ школы по ликвидации безграмотности (ликбезы);
✓ детские сады и ясли - государственные;
✓ рабочие факультеты - рабфаки (с 1919 года);
✓ детские дома для беспризорных (число таких детей было огромным).
Имевшиеся ранее высшие учебные заведения стали государственными, доступными и для женщин, обучение в них - бесплатным.
Количество вузов быстро росло, в 1922 году их насчитывалось 244.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 370.
Латышина Д.И. История педагогики. С. 499 - 501.