Вопрос 109. Дошкольные образовательные учреждения
1. Задачи дошкольных учреждений
2. Виды дошкольных учреждений
3. Проблемы дошкольного воспитания
4. Учебно-воспитательные комплексы
5. Учреждения для детей-сирот
1. Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (действует в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179), а также Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
✓ осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
✓ обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
✓ приобщать к общечеловеческим ценностям;
✓ взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
2. В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:
детский сад;
4 4
детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 15 - 20 лет назад.
3. Проблемы дошкольного воспитания:
✓ половина детей раннего возраста имеет отклонения в физическом здоровье, задержка развития;
✓ неудовлетворительный уход за маленькими детьми;
✓ низкий уровень педагогической культуры родителей;
✓ жесткое обращение с ребенком;
✓ необходимость разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи;
✓ поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста.
4. В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы "Детский сад - начальная школа" (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10 - 11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах.
Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется "шефство" взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей.
Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного. Использованные источники:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179). Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204.