История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 109. Дошкольные образовательные учреждения

    Содержание материала

    Вопрос 109. Дошкольные образовательные учреждения

    1.  Задачи дошкольных учреждений

    2.  Виды дошкольных учреждений

    3.  Проблемы дошкольного воспитания

    4.  Учебно-воспитательные комплексы

    5.  Учреждения для детей-сирот

    1.   Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (действует в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179), а также Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:

    осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

    обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

    приобщать к общечеловеческим ценностям;

    взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

    2.   В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

    детский сад;

    4 4

    детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. п.);

    детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

    детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

    детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

    центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 15 - 20 лет назад.

    3. Проблемы дошкольного воспитания:

    половина детей раннего возраста имеет отклонения в физическом здоровье, задержка развития;

    неудовлетворительный уход за маленькими детьми;

    низкий уровень педагогической культуры родителей;

    жесткое обращение с ребенком;

    необходимость разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи;

    поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста.

    4. В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы "Детский сад - начальная школа" (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10 - 11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

    5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах.

    Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется "шефство" взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей.

    Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного. Использованные источники:

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (в ред. Постановления от 14 февраля 1997 года № 179). Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204.


    Please publish modules in offcanvas position.