История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 32. Школы пиетистов

    Содержание материала

    Вопрос 32. Школы пиетистов

    1   Педагогическая деятельность А.Г. Франке

    2   Последователи А.Г Франке

    1. Возникнув в Германии во второй половине XVII века как реакция на окостенение лютеранского богословия, пиетизм (от лат. pietas - благочестие) стремился к пробуждению, обновлению религиозного чувства, достижению личности с учетом ее индивидуальности. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихся вокруг Августа Германа Франке (1663 - 1727). Они вошли в число первых школ, деятельность которых была связана с усилением практической направленности школьного образования и наглядности обучения в духе идей Я.А. Коменского.

    В педагогической деятельности Франке и его последователей проявилась демократическая сторона пиетизма.

    Педагогические воззрения А.Г. Франке изложены в его сочинении "Краткое элементарное руководство как воспитывать детей к истинному благочестию и христианской мудрости", в котором популяризировались многие идеи Я.А. Коменского.

    В "учреждениях Франке" большое место отводилось обучению родному языку, сообщению реальных знаний, изучению детьми живой природы с целью подготовки воспитанников к практической жизни. Необычными для того времени являлись систематические экскурсии учащихся.

    Учащиеся средних школ изучали родной и латинский языки, историю, географию, математику, физику, естествознание и ряд других общеобразовательных предметов. При одной из средних школ был даже устроен естественно-исторический музей. В свободное время воспитанники помимо физического труда в саду и во дворе занимались различными видами ремесленного труда. 2. С деятельностью "учреждений Франке" связано возникновение в Германии первых реальных школ.

    В 1708 году К. Землер учредил училище, названное им "Математической реальной школой". О латыни здесь уже не было и речи. Учебный план включал лишь предметы, изучение которых могло служить учащимся для лучшей подготовки к практической деятельности:

    математику,

    физику,

    астрономию,

    рисование,

    черчение,

    географию,

    правоведение,

    агрономию,

    отечественную историю,

    родиноведение,

    экономику и т. д.

    В 1747 году Иоганн Геккер, ученик А.Г. Франке, бывший учителем одной из его средних школ, основал в Берлине Экономически-математическую реальную школу, которая вскоре приобрела широкую известность. Она состояла из народной школы, игравшей роль подготовительного отделения, собственно реальной школы, дававшей повышенное образование с профессиональным уклоном, а также средней школы - педаго- гиума, готовившей к поступлению в университет.

    По образцу школ И. Геккера и К. Землера в ряде немецких городов были также открыты реальные школы.

    Однако уже во второй половине XVIII века пиетизм утратил свое первоначальное влияние в значительной степени ввиду появления идей новых педагогических течений. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 200 - 202.


    Please publish modules in offcanvas position.