История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 53. Педагогические идеи Ф. Дистервега

    Содержание материала

    Вопрос 53. Педагогические идеи Ф. Дистервега

    1. Краткий биографический очерк 2 Педагогическая концепция Дистервега

    1. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) - выдающийся немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци, сделавший дальнейший шаг вперед в разработке теории развивающего обучения. Автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.

    Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене (доктор философии, 1820).

    Преподавал в 1811 - 1820 гг. физику и математику в гимназиях и образцовых школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мерсе (1820 - 1832), в Берлине (1832 - 1847), преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827 - 1866 гг. издавал педагогический журнал "Рейнские листки", в котором поместил свыше 400 статей, особое внимание уделяя народной школе.

    Дистервег стремился к объединению немецкого учительства. В 1831 - 1841 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 году был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза.

    В 1847 году был отстранен от должности, а в 1850 году уволен в отставку. С 1851 года издавал "Педагогический ежегодник".

    Дистервег выступал за мирное преобразование общественных отношений, в котором важнейшее место отводил просвещению. Разделял идеи общечеловеческого воспитания.

    Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Дистервег подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.

    2. Основными принципами воспитания Дистервег считал:

    природосообразность - только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. "Основа науки о воспитании" - психология. Человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию, задачи воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие;

    культуросообразность - необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. В этом требовании Дистервега заключалось определенное признание социальной обусловленности воспитания;

    самодеятельность - ее Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

    Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Дистерве- гом в четких правилах. Особое значение он придавал наглядности в обучении.

    Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я.А. Ко- менским правилам:

    "от близкого к далекому",

    "от простого к сложному",

    "от более легкого к более трудному",

    "от известного к неизвестному".

    Вместе с тем он предостерегал от формального применения этих правил. Условием успешного усвоения учебного материала Дистервег считал его доступность для учащихся, подчеркивал необходимость поддержания их умственной активности и борьбы за высокую культуру речи учащихся.

    Дистервег считал, что решающую роль в воспитании и обучении детей играет учитель, призывал учителей:

    постоянно заниматься самообразованием;

    освобождаться от рутинных приемов преподавания;

    работать творчески;

    никогда не отказываться от самостоятельного мышления.

    Педагогические идеи Дистервега распространились далеко за пределами Германии. Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия. С. 274.


    Please publish modules in offcanvas position.