История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима

    Содержание материала

    Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима

    1.  Римские мыслители о воспитании

    2.  Педагогические идеи Квинтилиана

    1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влиянием эллинской философской мысли.

    Один из первых представителей римского просвещения - Катон Старший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.

    Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должно развивать домашнее воспитание - семья. Полагал, что полноценного образования достойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах".

    Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность, и критиковал тогдашнюю школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не соглашался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности.

    Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Он советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню".

    2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура римской философской и педагогической мысли.

    Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении".

    Основные мысли Квинтилиана о воспитании:

    высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание;

    чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно;

    воспитание должно формировать свободного человека;

    цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей;

    идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикла;

    образование должно быть общедоступным, поскольку все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

    Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения:

    первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину");

    в программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка;

    в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика;

    в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

    Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложному, на основе работы памяти. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 54 - 57.


    Please publish modules in offcanvas position.