Вопрос 39. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
1. Общая характеристика
2. Развитие учреждений начального обучения
3. Полное общее образование
1. В период с середины XVII до конца XVIII вв. масштабы образования расширялись - для дворянства и духовенства, а также для верхов третьего сословия.
Принцип сословности образования делался все более ощутимым фактором ослабления интеллектуального потенциала наций, так как наилучшие школы предназначались лишь первым двум сословиям. Духовным и организационным центром школьного дела оставалась церковь, которая препятствовала попыткам реформировать школу на светских началах.
Соперничество католической и протестантской ветвей христианства вело к усложнению задач и программ обучения, к повышению результативности деятельности учебных заведений.
Школа классического типа становилась основным типом школьного образования.
2. Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и США во второй половине XVIII века представляло собой сложную картину борьбы нового со старым.
Несмотря на то, что масштабы и результативность начального обучения быстро увеличивались, начальная школа не справлялась со своими задачами - основная масса населения (в первую очередь крестьяне) оставалась неграмотной. Главная причина - острая нехватка профессиональных преподавателей: количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Представители движения Реформации в Германии, Англии и Франции внесли живительную струю в организацию школ начального обучения:
4 в Германии для многих соответствующих учебных заведений каноном сделался яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации - Готский школьный устав (1642). В этом документе явственно ощущается воздействие педагогических идей Я.А. Ко- менского и В. Ратке. Планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах обучали по Катехизису; предметы - родной язык (чтение и письмо), счет, церковное пение. В старшем классе добавлялись изучение обычаев, начала естествознания, местной географии - "мирские предметы". Начальный возраст ученика
определялся в 5 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен, но не дольше чем до 14 лет. Все предметы, кроме "мирских", преподавал один учитель - шульмейстер. "Мирским предметам" обучали специальные учителя; 4 в Англии на протяжении XVII - XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Стремление римско-католической церкви и католических монархий противостоять влиянию Реформации в сфере элементарного образования привело к распространению католических начальных школ. Во Франции в XVII - XVIII вв.:
✓ активную деятельность развернула католическая конгрегация "Братьев
христианских школ", основанная Ж.Б. Лассалем (1651 - 1719);
✓ появились первые уставы католических начальных школ - Шалон-на- Марне (1676), Отона (1685), Аксерра (1695). Эти документы сочетали в себе авторитарный и консервативный дух - запрет смешанных школ, необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость") - с влиянием новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно"). 3. Полное общее образование в Западной Европе и США в XVII - XVIII вв. существенно видоизменилось.
На первый план выдвигаются учреждения классического типа, предназначенные для имущих слоев общества:
✓ в Германии - городская (латинская) школа и гимназия. В течение XVII века было учреждено свыше ста городских школ (многие из которых впоследствии были преобразованы в гимназии), а в конце XVIII века в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий;
✓ в Англии и США - грамматическая школа;
✓ во Франции - коллеж.
В деятельности этих учебных заведений просматриваются как прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения, так и консервативные традиции.
В Германии необходимо отметить заслуги в развитии современного образования и в создании учебно-воспитательных учреждений нового типа:
✓ сторонников неогуманизма (Ф.-А. Вольф и др.);
✓ педагогов-филантропинистов, деятельность которых проходила под заметным влиянием руссоизма. Первое учебное заведение - филантропин, основанное И.Б. Базедовом в 1774 году в Дессау, отличалось межконфессиональной терпимостью.
В Англии грамматические школы создавались по образцам германских городских школ и гимназий, в том числе девять больших публичных школ -
Винчестер, Вестминстер, Итон, Борроу, Лондон и др. В больших публичных школах получали знания представители аристократии, поэтому здесь в общем насчитывалось не более трех тысяч учащихся. Во Франции в конце XVIII века было 562 коллежа с 73 тыс. учащихся - коллеж стал основным типом общеобразовательного учреждения еще на рубеже XVII - XVIII вв.
Наиболее интересны с точки зрения педагогического опыта:
✓ школы Пор-Рояля - были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружка Пор-Рояля", в который входили П. Николь (1625/28 - 1695), К. Лансело (1615 - 1695), А. Арно (1612 - 1694) и др. Названы по предместью Парижа, где в 1637 году была открыта первая такая школа. Давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Школьные классы были небольшими - 5 - 6 учеников на 1 - 2 учителей. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования прежде всего рассудочного мышления; были против оценок, полагая, что это побуждает учащихся к нездоровому соперничеству; особое внимание уделяли религиозному воспитанию;
✓ заведения католического ордена "Оратория'. Возникли одновременно с орденом того же названия, основанным в 1611 году кардиналом П. де Берюлем. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В 1719 году насчитывалось уже свыше двадцати таких школ. Особым влиянием они пользовались в 60-е гг. XVIII века. Затем, однако, конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. В Северной Америке в XVII - XVIII вв. школьное образование развивалось под сильным воздействием европейского опыта, в первую очередь английского.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 167 - 176. История педагогики и образования. С. 205.