Вопрос 95. Отечественная школа в 20 - 30-е гг. XX века
1 Положение школы в 20-е годы
2 Развитие школьного дела в 30-е годы
1. В первые годы после гражданской войны (1920 - 1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской.
Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности.
На протяжении 1921 - 1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.
Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса.
Страна подошла к введению всеобщего начального обучения.
В 1930 году было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение).
В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Тол- стов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др.
Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.). В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр. Но в целом существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло.
2. Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли Постановление "О начальной и средней школе" (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы. Постепенно улучшалось качество обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования. Сильные стороны реформ 1930-х гг.:
✓ появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей);
✓ регулярное предметное обучение;
✓ единый режим занятий;
✓ введение стандартных программ и учебников.
Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении.
Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения.
Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой: в 1939 году каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.
В 1930-е гг. произошел отход от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое
обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 371 - 374.