Вопрос 96. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)
1. Проблемы школы
2. Новые типы учебно-воспитательных учреждений
3. Воспитательная работа
1. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи:
✓ нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения,
✓ обеспечить их воспитание в патриотическом духе.
Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах:
✓ нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование,
✓ нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью.
Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы.
2. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 года стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.
В том же 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ, в которых обучались с V по X класс молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т. д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам одинаковые права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы. 3. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.
В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как:
✓ кружки комсомольской политсети,
✓ митинги школьников по поводу различных политических событий,
✓ устные газеты,
✓ агитбригады,
✓ лекторские группы и ученические лектории,
✓ подготовка витрин и стендов,
✓ выпуск стенных газет и боевых листков,
✓ встречи с участниками войны и т. п.
Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.
Использованные источники:
История педагогики и образования. С. 482 - 484.