История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 96. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

    Содержание материала

    Вопрос 96. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

    1.  Проблемы школы

    2.  Новые типы учебно-воспитательных учреждений

    3.      Воспитательная работа

    1. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи:

    нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения,

    обеспечить их воспитание в патриотическом духе.

    Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах:

    нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование,

    нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью.

    Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы.

    2. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 года стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.

    В том же 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ, в которых обучались с V по X класс молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т. д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам одинаковые права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы. 3. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.

    В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как:

    кружки комсомольской политсети,

    митинги школьников по поводу различных политических событий,

    устные газеты,

    агитбригады,

    лекторские группы и ученические лектории,

    подготовка витрин и стендов,

    выпуск стенных газет и боевых листков,

    встречи с участниками войны и т. п.

    Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.

    Использованные источники:

    История педагогики и образования. С. 482 - 484.


    Please publish modules in offcanvas position.