История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 70. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого

    Содержание материала

    Вопрос 70. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого

    1.  Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

    2.  Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

    1. Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный писатель, мыслитель, педагог.

    В первый период педагогической деятельности (1859 - 1862), названный Толстым временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.

    В 1860 - 1861 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия Толстой писал о своем полном неприятии увиденного.

    После завершения работы над романом "Война и мир" (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1 - 4, 1872). При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" (1875), "Русские книги для чтения" (1875). В первой половине 70-х гг. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе.

    После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого.

    2. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.

    Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни, взаимосвязи конечного и бесконечного, развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.

    Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности.

    В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в "лабораторию творческого труда учителей и учащихся". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы. Толстой обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению писателя, родившийся ребенок, все его дальнейшее психическое развитие "есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии". Ребенку нужен "только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне". В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

    Исходя из своего практического опыта, Толстой подчеркивал роль умелого использования образного, конкретного и отвлеченного в обучении, предупреждал об опасности оперирования терминами до того, как ребенок освоил соответствующие понятия, т. к. это может тормозить его умственное развитие.

    Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.

    В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека.

    Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе "Путь жизни" Толстой рассматривал самосознание и духов ное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни - значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом. Нравственное воспитание, являющееся, по Толстому, формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения и атмосферы, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Толстой подчеркивал особую опасность двойной морали в семье и обществе.

    Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самостроительству.

    Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 441 - 443.


    Please publish modules in offcanvas position.