Вопрос 61. Развитие российской школы во второй половине XIX века
1. Школьные реформы 1860-х гг.
2. Законодательные акты в области образования 1870-х гг.
1. С начала 60-х гг. XIX века началась подготовка новой школьной реформы.
Один из первых документов - Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения (утв. 10 мая 1860 года). Устанавливалось два типа женских училищ:
✓ училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, где обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию;
✓ училища второго разряда, со сроком обучения 3 года, содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием.
Согласно новому Университетскому уставу (утв. 18 июня 1868 года) университеты получали некоторую самостоятельность. Кроме того, был окончательно утвержден статус других высших учебных заведений:
✓ Петербургского технологического института,
✓ Горного института,
✓ Института путей сообщения,
✓ Московского высшего технического училища,
✓ Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве. В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования.
19 июля 1864 года вышло Положение о начальных народных училищах:
✓ начальные народные училища были внесословными учебными заведениями;
✓ цель усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний;
✓ допускалось совместное обучение мальчиков и девочек;
✓ обучение было бесплатным;
✓ содержание обучения было крайне скудным;
✓ особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке;
✓ право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица.
19 ноября 1864 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, согласно которому устанавливались два типа гимназий (классическая и реальная) и прогимназий:
✓ особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков - латинского и греческого;
✓ в реальных гимназиях содержание обучения отличалось от классических в первую очередь отсутствием в учебных планах древних языков, что соответствовало цели этих учебных заведений - подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения;
✓ прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Прогимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии. В соответствии с Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов.
2. В 1870 году было издано Положение о женских гимназиях, согласно которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого класса - педагогического. В 1871 году был издан новый Устав гимназий и прогимназий, в соответствии с которым название "гимназия" сохранялось лишь за классическими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались. Содержание обучения в классических гимназиях осталось традиционным. Право приоритетного поступления в университеты по-прежнему сохранялось за выпускниками гимназий.
В 1872 году вышел Устав реальных училищ, которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. Содержание обучения в реальных училищах отличалось от гимназического отсутствием в учебном плане древних языков, значительно большим количеством часов, отводимых на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков.
В 1872 году было издано Положение, согласно которому преобразовывались уездные училища - на их базе создавались:
✓ двухклассные начальные училища, с пятилетним сроком обучения;
✓ городские училища, с шестилетним курсом обучения.
Самым распространенным типом начальной школы оставались церков- но-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рассчитан на два года.
Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 - 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей. Еще в 1861 году на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта учительской семинарии на средства земств стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы, среди которых наиболее известны Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича.
В 1870 году вышло Положение об учительских семинариях, дополненное в 1875 году инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неуклонно исполнять установления Русской Православной Церкви, посещать богослужения, читать книги религиозного содержания. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 344 - 349.