Вопрос 86. Система высшего образования и развитие профессионально- технического обучения в России (начало XX в.)
1. Система высшего образования
2. Развитие профессионального и технического обучения
1. В системе высшего образования к началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть (60%) находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.
Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 году.
В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.
2. Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.
Оно шло в двух основных направлениях:
✓ расширение преподавания ручного труда в начальной школе,
✓ учреждение ремесленных и низших технических училищ.
Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 - 1890, 1895 - 1896, 1903 - 1904 гг.
В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.
Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.
Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 358 - 359.