История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 86. Система высшего образования и развитие профессионально- технического обучения в России (начало XX в.)

    Содержание материала

    Вопрос 86. Система высшего образования и развитие профессионально- технического обучения в России (начало XX в.)

    1.   Система высшего образования

    2.   Развитие профессионального и технического обучения

    1.   В системе высшего образования к началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть (60%) находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс.; из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.

    Для развития высшей школы предпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений: 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 году.

    В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.

    2.   Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.

    Оно шло в двух основных направлениях:

    расширение преподавания ручного труда в начальной школе,

    учреждение ремесленных и низших технических училищ.

    Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школе находился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 - 1890, 1895 - 1896, 1903 - 1904 гг.

    В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.

    Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.

    Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.

    Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 358 - 359.


    Please publish modules in offcanvas position.