Вопрос 68. Педагогические воззрения В.П. Острогорского и Н.Ф. Бунакова
1 Педагогические взгляды В.П. Острогорского
2 Педагогические взгляды Н.Ф. Бунакова
1. Виктор Петрович Острогорский (1840 - 1902) - педагог, литератор, общественный деятель.
Сторонник демократических идеалов "шестидесятников" XIX века, старался воплотить в жизнь идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского:
✓ рассматривал образование и воспитание как единый процесс, 4 особое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию, видя в нем
могущественный фактор гражданского воспитания;
✓ средствами эстетического воспитания, в число которых наряду с литературой и искусством включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу;
✓ выделяя роль семьи в раннем эстетическом развитии ребенка, считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи;
✓ основную роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетической подготовки женщин.
Разработал курс школьного литературного образования, главную цель которого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой литературы.
Первым в России разработал методику организации эмоционально-образного восприятия литературы.
2. Николай Федорович Бунаков (1837 - 1905) - педагог, теоретик и практик начального обучения.
Демократический идеал народной школы сформировался у Бунакова под влиянием сочинений Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; в практической деятельности его учителями были К.Д. Ушинский и Ф.Ф. Резенер. Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения,
предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну.
Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. В школьную программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 решающих элемента:
✓ обучение грамоте,
✓ объяснительное чтение,
✓ письменные упражнения. Использованные источники:
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1, с. 121 - 122. Т. 2, с. 96.