История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 68. Педагогические воззрения В.П. Острогорского и Н.Ф. Бунакова

    Содержание материала

    Вопрос 68. Педагогические воззрения В.П. Острогорского и Н.Ф. Бунакова

    1   Педагогические взгляды В.П. Острогорского

    2   Педагогические взгляды Н.Ф. Бунакова

    1. Виктор Петрович Острогорский (1840 - 1902) - педагог, литератор, общественный деятель.

    Сторонник демократических идеалов "шестидесятников" XIX века, старался воплотить в жизнь идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского:

    рассматривал образование и воспитание как единый процесс, 4 особое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию, видя в нем

    могущественный фактор гражданского воспитания;

    средствами эстетического воспитания, в число которых наряду с литературой и искусством включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу;

    выделяя роль семьи в раннем эстетическом развитии ребенка, считал, что главной заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравственная связь между членами семьи;

    основную роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетической подготовки женщин.

    Разработал курс школьного литературного образования, главную цель которого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой литературы.

    Первым в России разработал методику организации эмоционально-образного восприятия литературы.

    2. Николай Федорович Бунаков (1837 - 1905) - педагог, теоретик и практик начального обучения.

    Демократический идеал народной школы сформировался у Бунакова под влиянием сочинений Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; в практической деятельности его учителями были К.Д. Ушинский и Ф.Ф. Резенер. Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения,

    предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну.

    Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. В школьную программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 решающих элемента:

    обучение грамоте,

    объяснительное чтение,

    письменные упражнения. Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1, с. 121 - 122. Т. 2, с. 96.


    Please publish modules in offcanvas position.