История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

    Содержание материала

    Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

    1   Краткий биографический очерк

    2   Основы педагогической теории Песталоцци

    1. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

    И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.

    Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения "Эмиля".

    В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта.

    Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда'.

    В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в

    Станце.

    Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 - 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826).

    На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".

    2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, - всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:

    интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

    физическое - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

    нравственное - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

    Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

    Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке.

    Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности.

    Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности. Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.

    Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом". Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

    Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание.

    Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 232 - 234. Латышина Д.И. История педагогики. С. 60 - 62.


    Please publish modules in offcanvas position.