История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 55. Школа и педагогическая мысль США XIX века

    Содержание материала

    Вопрос 55. Школа и педагогическая мысль США XIX века

    1.   Школьное дело в США

    2.   Педагогические идеи X. Манна и Б.Т. Вашингтона

    3.   Задача подготовки высококвалифицированных учителей

    1. Призывы к улучшению образования в целях процветания государства и острая необходимость в образованных людях в условиях быстрого развития всех отраслей экономики требовали поиска путей усовершенствования системы образования.

    Одним из основных положений при разработке концепции новой школы было требование ее доступности для всех и единых прав на обучение. Самым значительным достижением XIX века в этой связи можно по праву считать принятие в 70-е гг. в США, после почти столетней борьбы общественности, закона о введении бесплатного образования.

    Начиная с 30-х гг. большое распространение получили так называемые трудовые школы, вызванные к жизни широким общественным движением за введение ручного труда в систему школьного обучения. Существенную роль в реализации идеи соединения обучения школьников с их участием в производительном труде сыграл английский соци- алъный утопист Р. Оуэн, который на некоторое время переселился в Америку и организовал в штате Индиана колонию под названием "Нью- Хармони". К работе в школе при этой колонии он привлек видных ученых из разных стран.

    Среди них были и американские специалисты Вилъям Маклюр (1763 - 1840) и Иосиф Неф (1770 - 1845).

    И. Неф возглавлял школу в Ныо-Хармони, считавшуюся индустриальной и сельскохозяйственной и состоявшую из трех ступеней:

    первая - для малышей от 2 до 5 лет;

    средняя - для детей 6 - 12 лет;

    третья - для подростков.

    Помимо изучения общеобразовательных предметов школьники работали в литографской, столярной, прядильной и других мастерских. Кроме того, дети занимались садоводством, пчеловодством, скотоводством.

    Основная целъ школы состояла в том, чтобы сделать из учащихся людей, умеющих полагаться на собственные силы и применять практические навыки в жизни. Кроме того, школа помогала в выборе жизненного пути.

    По определению В. Маклюра, эта школа не только давала одновременно знания и навыки, но и развивала привычку работать и думать, привычку, которая сохраняется на всю жизнь и удваивает продуктивные силы человека.

    К середине XIX века сложившаяся государственная система народного образования в США представляла собой трехступенчатую структуру, включающую:

    начальную школу для детей с 6 до 14 лет;

    среднюю - для детей с 14 до 18 лет;

    и высшую.

    Согласно закону школа должна была выступать в качестве института, призванного сократить различия в социальном статусе учащихся. Реализовать эту задачу было возможно только при наличии хорошо подготовленных учителей и правильной организации учебного процесса. 2. "Пробуждение образования" в стране в середине XIX века было связано в значительной степени с деятельностью тогдашнего государственного секретаря Бюро по делам народного образования Хораса Манна (1796 - 1859).

    В своих выступлениях он доказывал, что образование - это не только честный и благородный путь к процветанию и благоденствию, но и средство приобретения личных добродетелей.

    Без целенаправленного нравственного воспитания, по его мнению, невозможна ни одна социальная реформа. Для того чтобы нравственный уровень нации повысился, по его убеждению, необходимо было дать больше прав школе и учителям. Государство же, в свою очередь, должно было обеспечить всеобщее образование детей от 4 до 16 лет, с тем чтобы помочь им сформироваться физически, интеллектуально и морально.

    Именно благодаря деятельности X. Манна в штате Массачусетс в 1852 году был принят первый закон об обязательном начальном образовании. В дальнейшем существенную лепту в развитие образования в Америке внес высокообразованный чернокожий деятель, добившийся уважения в стране, где безраздельно правили белые. Это был Букер Талъяферро Вашингтон (1856 - 1915).

    Став учителем, Б.Т. Вашингтон организовал вечерние занятия для учащихся, работающих днем. Одновременно он развернул широкую просветительную работу среди индейцев, пытаясь объяснить, что индейцы столь же способны к обучению, как и любая другая раса. При разработке концепции так называемого индустриального образования, включающего знания из области промышленного производства и экономики, Б.Т. Вашингтон полагал, что оно особенно необходимо черному населению, поскольку, с одной стороны, обеспечивает ему выживание, а с другой - гарантирует определенное сотрудничество с белым.

    3. Основу образовательной политики середины XIX века продолжала составлять идея школы как института социализации личности, согласно которой воспитание, понимаемое в широком смысле слова, выступало в качестве средства адаптации человека в обществе. В этой связи наиболее серьезной представлялась задача подготовки высококвалифицированных учителей. Для ее решения создавались педагогические учебные заведения, открывались педагогические кафедры во многих колледжах, стали издаваться педагогические журналы и методическая литература. Исполъзованные источники: История педагогики и образования. С. 321 - 326.


    Please publish modules in offcanvas position.