История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 67. Педагогические идеи В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева

    Содержание материала

    Вопрос 67. Педагогические идеи В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева

    1   Педагогические идеи В.И. Водовозова

    2   Педагогические идеи В.Я. Стоюнина

    3       Педагогические идеи Ф.И. Буслаева

    1. Василий Иванович Водовозов (1825 - 1886) - педагог и методист.

    В ходе общественных дискуссий начала 1860-х гг. выступил с критикой системы народного образования в России, исказившей, по убеждению Водовозова, изначально плодотворную идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением "реального" или "практического" метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приемы анализа.

    B "Книге для первоначального чтения в народных школах" (1896) и пособии к ней - "Книге для учителей" (1879) Водовозов разработал систему упражнений и аналитических бесед, последовательно охватывавших все этапы начального обучения.

    В предложенном Водовозовым проекте создания 8-летней общеобразовательной общедоступной гимназии на "реальный" метод опиралось обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным.

    Водовозов составил программу преподавания отечественной словесности, предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (1 - 2-й кл.) к систематическому усвоению русской грамматики, обогащенной сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками (3 - 4-й кл.). Основой литературного образования становился тщательный разбор идейно художественных особенностей отдельного произведения, его социальной и исторически-культурной обусловленности.

    Успех школьной реформы он связывал с демократизацией системы народного образования.

    Выступил против административного характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, контроле со стороны общественности, реальном расширении прав этих органов.

    Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Ее важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой Водовозов предусматривал расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин: физики, химии, хозяйственной архитектуры, физиологии, начальной технологии, землеведения.

    Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни. 2. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 - 1888) - педагог, деятель народного образования, теоретик-методист.

    Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи:

    воспитания человека-гражданина,

    гуманизма в воспитании,

    всеобщего образования,

    демократизации школы.

    Считал необходимым создать условия для свободного творческого развития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете.

    Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего образования, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей.

    Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении.

    Школа, по мысли Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания обществ, нравственности. Важнейшими задачами педагога считал формирование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу.

    Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования.

    Стоюнин впервые представил как целостную систему методику преподавания литературы, выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности:

    развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса,

    овладение приемами научного анализа.

    Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования: "Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии" (1857 - 58), "Из истории воспитания в России в начале XIX столетия" (1878), "Наша семья и ее исторические судьбы' (1884).

    3. Педагогические взгляды Ф.И. Буслаева (1818 - 1897) в кратком изложении представляют собой следующую картину:

    школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданским воспитанием;

    своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании;

    применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковнославянскому языкам;

    необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 352. Российская педагогическая энциклопедия. С. 156, 391.


    Please publish modules in offcanvas position.