История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 69. Педагогические воззрения русских религиозных мыслителей

    Содержание материала

    Вопрос 69. Педагогические воззрения русских религиозных мыслителей

    1.  Педагогические воззрения русских философов

    2.  Педагогическая деятельность С.А. Рачинского

    1. Все русские религиозные мыслители высказывались за активный творческий диалог с собственным прошлым, историей, культурой, религией. Их педагогические идеи вписывались в христианский идеал организации духовно-религиозной общественной жизни.

    Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) в ряде своих религиозно- философских произведений рассматривал проблему воспитания и самосозидания личности. Самосозидание человека, с его точки зрения, есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуманной и высшей цели.

    Константин Николаевич Леонтьев (1831 - 1891) в статье "Грамотность и народность" высказывался против повальной европеизации молодого поколения, стирающей традиционную православную культуру, формирующую русского человека.

    Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) опубликовал в 80 - 90-х гг. ряд произведений - "Сумерки просвещения", "Беспочвенность русской школы", "Педагогические трафаретки". В них он утверждал, что по российским школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абстрактного школьника. В.В. Розанов отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании "цельного" человека. 2. Сергей Александрович Рачинский (1833 - 1902) - педагог-просветитель, деятель народного образования.

    На протяжении своей деятельности построил свыше 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью.

    Стремясь сблизить школу и семью на основе народной религиозности, ратовал за передачу всего дела начального образования в руки духовенства. Задачу начальной школы видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия.

    Школы Рачинского работали круглый год, в их программы входило изучение церковно-славянского и русского языка, закона Божия, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний (по физике, геометрии, географии, истории), черчение, музыка и рисование.

    Большое значение Рачинский придавал развитию мышления учащихся с помощью обучения родному языку (главным образом связной речи), устному счету, решению арифметических задач.

    Работу школы Рачинский построил на принципе индивидуального воспитания; особое место отводил занятиям с одаренными детьми, которые определялись в общежитие школы и получали стипендию за счет личных средств Рачинского.

    Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществлялось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Организация быта, работа по самообслуживанию (на школьном огороде, цветнике, пасеке), занятия рукоделием были направлены на приобретение учащимися культуры сельскохозяйственного и домашнего труда. Весь уклад жизни школы, где старшие ученики помогали и заботились о младших, приближался к семейному. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом.

    Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге "Сельская школа", по выходе которой в 1891 году был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русской словесности. Среди учителей были популярны созданные Рачинским учебные пособия по математике "1001 задача для умственного счета" (1892), "Геометрические забавы" (1901) и др. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 366 - 367. Российская педагогическая энциклопедия. С. 251.


    Please publish modules in offcanvas position.