История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 87. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева

    Содержание материала

    Вопрос 87. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева

    1.   Петербургский период

    2.   Педагогическая деятельность после революции 1917 года

    1. Петр Федорович Каптерев (1849 - 1922) - видный педагог и психолог. В петербургский период (1872 - 1918):

    разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии;

    выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина;

    сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей;

    разработал основы семейного воспитания. Под редакцией Каптерева издана "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (1898 - 1910, 59 вып.; автор 10 вып.);

    работал над теорией общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования;

    общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию);

    обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных "типов ума";

    выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций:

    разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По Каптерову, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над "народными" ценностями, которые различны для каждого сословия;

    исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы - судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861);

    охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства;

    проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования;

    с демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему школ.

    2. С 1921 года профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал педагогическим техникумом.

    В ряде статей, опубликованных в журнале "Педагогическая мысль" (1918 - 1922), - "О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине", "Педагогика и политика", "Педагогическое образование" - изложил свою программу обновления общего образования в России.

    Подчеркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.

    Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 417.


    Please publish modules in offcanvas position.