Вопрос 97. Педагогические дискуссии 20-х гг.
1. Проблема взаимоотношений школы и государства
2. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы
3. Внедрение педологии
4. Итоги дискуссий
1. Вокруг вопроса о строительстве новой школы шли острые дискуссии педагогов-теоретиков. На страницах педагогических изданий велись споры вокруг главной проблемы 20-х гг. - о взаимоотношениях школы и государства: 4 педагоги-марксисты Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, А.П. Пинкевич, В.М. Познер и др. рассматривали школу как орудие "духовного освобождения народа", связывая ее с политикой, проводимой государством, партией большевиков;
✓ другие педагоги, среди которых были П.Ф. Каптерев, В.И. Чарнолус- кий, П.П. Блонский, требовали отделения школы от государства и создания "непартийной", "неполитической" школы.
Эта проблема порождала и другую проблему - связи обучения с жизнью. Против замыкания школы в четырех стенах выступали руководители Наркомпроса.
2. Много дискуссий шло об организации образовательных учреждений: на
Украине и в России, например, многие утверждали, что детский дом должен вытеснить традиционную школу, считали, что будущее за школой-коммуной, где будет "подлинное детское царство". Бурно обсуждались в 20-е гг. вопросы политехнизма школы. За монотехническую (т. е. профессиональную) школу боролись руководители Главп- рофобра Наркомпроса, но против этого выступали сторонники политехнической школы. При этом широко пропагандировались зарубежные идеи о трудовом воспитании Лая, Дьюи, Кершенштейнера. В школьной практике идеи политехнизма часто принимали вид убогого самообслуживания.
Обсуждались и программы ГУСа, и методы школьного обучения, и вопросы соотношения теоретической и практической деятельности учащихся.
3. В 20-е гг. в практику воспитания и обучения стала широко внедряться педология, объявлявшая предрешенность судьбы ребенка влиянием биологических (наследственности) и социальных (неизменной среды) факторов.
Появились учебники педологии, этот предмет ввели в педагогические учебные заведения, создалась армия педологов.
Главными инструментами изучения детей стали многочисленные тесты, с помощью которых измеряли "умственный возраст", "коэффициент умственной одаренности". При вынесении окончательного заключения об особенностях ребенка совершенно отрицалось влияние воспитания, образования и активности самого ребенка. Результатом доведенных до абсурда тестовых исследований детей в конце 20-х гг. стало признание большинства их неполноценными, "морально дефективными", "умственно отсталыми" и создание для таких детей специальных школ.
Постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936) положило начало разгрому ученых-педологов. Развитие педологии было грубо прервано. В сущности, был нанесен удар по науке, знаменем которой было уважение особенностей, интересов и способностей детей.
4. Таким образом, в 20-е гг. шли усиленные поиски нового типа школьного обучения, направленного на воспитание социально активной личности. Определился главный ориентир школы - связь обучения с жизнью, развитие самостоятельности, активности и творчества учащихся и учителей. При этом скоропалительно был отвергнут многовековой опыт отечественного образования и шло заимствование идей из зарубежной педагогики. Строительство новой школы вызывало большой энтузиазм у педагогов-теоретиков, работников Наркомпроса и части педагогов- практиков. Но дело тормозилось как из-за ожесточенных дискуссий вокруг теоретических вопросов, в процессе которых выявлялись взаимоисключающие рекомендации, так и из-за неподготовленности учителя к воспитанию и реализации новых программ и методов обучения. Много спорного содержалось в самих документах и рекомендациях о новой школе.
Несомненным и ценным приобретением этого времени было стремление к достижению высокого уровня самостоятельности, активности и творчества учащихся, чего не было в прежней школе и замедлилось в советской школе позже. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 382. Латышина Д.И. История педагогики. С. 509 - 510.