Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века
1. Устав о начальных и средних школах
2. Православие, самодержавие и народность
3. Ограничение автономии университетов
4. Рост системы образования
5. Участие в организации среднего образования иных министерств
6. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов
1. В годы царствования Николая I (1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения.
В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования":
✓ приходские училища предназначались для низших сословий;
✓ уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских
обывателей"; ✓ гимназии - для детей дворян и чиновничества.
2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года.
После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты три принципа: "Православие, самодержавие и народность".
Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики.
Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.
1. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора.
2. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты.
Заметно выросла система образования.
На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось:
✓ число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742),
✓ количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной),
✓ количество гимназий - с 64 до 76,
✓ уездных училищ - с 393 до 445,
✓ приходских училищ - с 555 до 1067,
✓ частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531,
✓ преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами.
Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было введено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки.
3. Организацией современного среднего образования занимались и другие министерства.
Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. 6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой
были созданы три типа гимназий:
✓ с двумя древними языками;
✓ с обучением естествознанию и законоведению;
✓ с обучением законоведению.
Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под контролем Министерства просвещения.
Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической.
Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена.
В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 269 - 273.