История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века

    Содержание материала

    Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века

    1.   Устав о начальных и средних школах

    2.   Православие, самодержавие и народность

    3.   Ограничение автономии университетов

    4.   Рост системы образования

    5.   Участие в организации среднего образования иных министерств

    6.   Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

    1. В годы царствования Николая I (1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения.

    В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования":

    приходские училища предназначались для низших сословий;

    уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских

    обывателей"; гимназии - для детей дворян и чиновничества.

    2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года.

    После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты три принципа: "Православие, самодержавие и народность".

    Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики.

    Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства.

    1. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора.

    2. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты.

    Заметно выросла система образования.

    На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось:

    число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742),

    количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной),

    количество гимназий - с 64 до 76,

    уездных училищ - с 393 до 445,

    приходских училищ - с 555 до 1067,

    частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531,

    преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами.

    Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было введено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки.

    3. Организацией современного среднего образования занимались и другие министерства.

    Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. 6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой

    были созданы три типа гимназий:

    с двумя древними языками;

    с обучением естествознанию и законоведению;

    с обучением законоведению.

    Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под контролем Министерства просвещения.

    Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической.

    Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена.

    В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 269 - 273.


    Please publish modules in offcanvas position.