История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 30. Школа и педагогическая мысль в Североамериканских Штатах

    Содержание материала

    Вопрос 30. Школа и педагогическая мысль в Североамериканских Штатах

    1.    Развитие школы

    2.     Педагогическая мысль американского Просвещения

    1. В эпоху Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII в.) в Североамериканских Штатах в результате просветительской деятельности общин появились в значительном количестве воспитательные учреждения:

    для маленьких детей,

    приходские школы,

    грамматические школы,

    благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т. д.

    Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста Уильяма Пет- ти (1623 - 1687) о создании образовательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зрения, и предусматривалось их участие в производительном труде. К началу XVIII века в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни. В них предусматривались 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских.

    Начало среднему образованию в США было положено еще в 1635 году открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах.

    Гордостью поселенцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, открытый в 1636 году и получивший свое название в честь английского министра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку. Программа обучения в нем в основном соответствовала европейскому образованию. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.

    По проекту Б. Франклина, в 1751 году в Филадельфии была открыта Академия - общеобразовательная школа, состоявшая из трех отделений: латинского, дававшего строго классическое образование, английской грамматической школы, имевшей филологическую направленность, и математического. Таким образом, учащимся предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования. Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке, позднее их ученики стали готовиться к работе учителями в начальной школе.

    С целью создания условий для развития просвещения и стимулирования самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джеф- ферсона в штате Виргиния была открыта первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джефферсон.

    К концу XVIII века в американских штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти- или двенадцатилетним сроком обучения, состоявшая из:

    начальной школы, в программу которой входили чтение, письмо, арифметика, пение и труд;

    школы средней ступени, где преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география;

    старшей школы, называвшейся по-разному - дополнительной, избранной, соединительной и т. д. Изучались геометрия, химия, всеобщая история, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в высшую школу.

    2. Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706 - 1790).

    Б. Франклин обосновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению нужных в дальнейшем знаний. Он решительно критиковал схоластическую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащихся наукам, а не теологии, и разработал проект школы, в котором не только обосновывались структура и содержание образования, но и давались подробные рекомендации по организации и методике обучения, организации физических упражнений учащихся:

    в I классе дети должны изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного содержания рассказы;

    II класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы, с тем чтобы дети смогли излагать прочитанное с пониманием его смысла;

    в III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, естествознания;

    в IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широкого круга различных наук;

    V класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натурфилософии;

    в VI классе, наконец, все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы античного периода.

    Видным деятелем американского Просвещения был третий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джефферсон (1743 - 1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.

    T. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы решить многие насущные проблемы страны. При его активном участии была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы:

    первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имевшую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а также познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе;

    на второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности;

    третья ступень являлась школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению.

    Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 227 - 231.


    Please publish modules in offcanvas position.