История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Учения о расширении границ державы

    Содержание материала

    Учения о расширении границ державы

    Излагая основы своего учения о расширении границ державы, Бэкон рассматривает пути и средства достижения подлинного

    величия королевств и республик. Самое главное и основное — это воинственный по своей природе и характеру народ. Но таковым не может быть народ, задавленный налогами, особенно если они вводятся по произволу правителя. Поэтому следует ослабить бремя налогов и устанавливать их лишь со всеобщего согласия. Далее, отмечает Бэкон, необходимо препятствовать чрезмерному росту численности знати, так как это приводит к нищете и унижению народа. Поскольку число полноправных граждан должно быть вполне достаточным для управления покоренными странами, их жителям следует, по примеру Рима, легко и свободно предоставлять права гражданства.

    Особо настойчиво Бэкон подчеркивает необходимость всячески поддерживать любовь и пристрастие народа к военному делу, его постоянную готовность «немедленно выступить с оружием в руках по любому справедливому поводу». При этом под «справедливым поводом» для начала войны имеется в виду наличие некоторой «важной или по меньшей мере благопристойной причины». Бэкон оправдывал внешние войны и считал, что для их ведения достаточно внутригосударственного обоснования: в государстве должны быть «такие законы и традиции, которые бы всегда могли предоставить ему законную причину или по крайней мере предлог для применения вооруженной силы». Исходя из подобных весьма вольных представлений о «справедливой войне», он характеризует ее как целительное средство, необходимое для сохранения здоровья политического организма любого государства. С этих воинственных позиций Бэкон оправдывает завоевательскую политику британского королевства и его претензии на господствующее положение в мире.

    Свои правовые взгляды Бэкон излагает в процессе освещения основ предложенной им новой науки — «учения о всеобщей справедливости, или об источниках права».

    Критически оценивая учения юристов и философов о праве, Бэкон полагал, что подлинное изучение вопросов права доступно лишь политическим деятелям, которые, по его мнению, «прекрасно знают природу человеческого общества, общественного блага, естественной справедливости, знают нравы различных народов, различные формы государства и поэтому могут выносить суждение о законах на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и политики».

    Цель нового подхода Бэкона к вопросам права состоит в том, чтобы в каждой отдельной области права «выявить некий символ и идею справедливого», на основании чего можно было бы «оценивать достоинства законов того или иного отдельного государства и попытаться их исправить».

    В своем учении о праве Бэкон, по сути дела, стремился кпре- одолению дуализма естественного и позитивного права в пользу позитивного права (закона государства), к соединению и выражению в законе (позитивном праве) требований как естественной справедливости, так и реальной политики государства. При этом под справедливостью закона Бэкон в духе естественно-правовых представлений имел в виду нравственное качество закона. «Люди, — отмечал он, — обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными под влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добродетель, порок, справедливость, несправедливость, добро, зло».

    Освещая свой подход к праву, Бэкон противопоставляет закон (позитивное право) насилию и отмечает необходимые свойства надлежащего, т. е. справедливого, закона (позитивного права). «В гражданском обществе, — писал он, — господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона».

    Законы — это «якоря государства» и вместе с тем «главная сила и орудие» для достижения «счастья граждан», процветания общества и прочности устоев власти. Но большинство законов оказываются неспособными к выполнению этих целей. «Поэтому, — писал Бэкон, — мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода «законами законов» и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо». Под этими «законами законов» по существу имеется в виду теория законов, учение о законе как источнике действующего позитивного права.

    Основные требования, которым должен отвечать хороший (справедливый) закон, состоят, по Бэкону, в следующем: «Закон можно считать хорошим в том случае, если смысл его то1 чен, если требования его справедливы, если он легко исполним, если он согласуется с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах».

    Касаясь дел, в отношении которых имеются пробелы в законодательстве, Бэкон считает, что такие дела должны рассматриваться только судами высшей инстанции. «Ведь право дополнять закон и расширять границы его применения или же смягчать его действие, — подчеркивает он, — мало чем отличается от права издавать законы».

    Он выступает за весьма осторожное обращение к судебным прецедентам как источнику права, что вполне естественно при его явно отрицательном отношении к судейскому правотворчеству. Превращение судьи в законодателя характеризуется им как произвол. «Судьям, — пишет он, — надлежит помнить, что их дело «ius dicere», а не «ius dare» — толковать право, а не создавать и издавать его. Иначе будет похоже на ту власть, какую присваивает себе римская церковь, которая под предлогом толкования Писания не останавливается перед добавлениями и изменениями, находит там то, чего нет, и под видом охраны старого вводит новое». Главнейшая прерогатива судей — мудрое применение законов.

    Бэкон придает важное значение составлению свода законов (куда должны войти источники, составляющие общее право, а также основополагающие законы или статуты, сборники описаний процессов и приговоров), а также подготовке вспомогательной литературы к данному своду, в том числе институций (курсов по наиболее сложным вопросам правовой науки), словаря юридической терминологии, исследований о юридических нормах и принципах, выводимых из самого права, сборников «юридических древностей» (т. е. сочинений историко-правового профиля и предшествующих своду правовых источников), разного рода «сумм» (кратких систематических изложений юридического материала по определенным разделам и темам для помощи при первичном ознакомлении с правом), собраний всевозможных процессуальных формул по каждому разделу права.

    Пафос возрождения и обновления наук, присущий всему творчеству Ф. Бэкона, включая и его учение о государстве и праве, оказал большое влияние на последующую политико- правовую мысль. Его учение о законе и в целом идеи экспериментальной науки и опытно-эмпирического метода исследований государства и права сыграли значительную роль в формировании и развитии юридического позитивизма Нового времени. Особенно отчетливо это проявилось в юридико- позитивистских учениях английских авторов — от Т. Гоббса до И. Бентама, Дж. Остина, Дж. Ст. Милля, Г. Харта и других представителей аналитической юриспруденции.


    Please publish modules in offcanvas position.