Пять базовых характеристик человеческой натуры
Отправной пункт политико-юридических построений Смита лежит в концепции природы человека. Он выделяет пять базовых характеристик человеческой натуры. Первая характеристика — уязвимость человека: его тела, имущества, репутации. Именно принципиальная уязвимость, незащищенность индивида, подверженность индивидуального интереса постоянным угрозам извне порождает объективную потребность в государстве, призвание которого заключается в том, чтобы обеспечить защиту такого интереса с помощью соответствующей нормативной системы наказаний. Роль личного, индивидуального, частного интереса как для человека, взятого в отдельности, так и для бытия общества, по Смиту, трудно преувеличить. Достаточно сказать, что этот интерес лежит в основе права. А право, в свою очередь, тем важнее, чем более фундаментальным является уязвляемое кем-либо благо или нарушаемый кем-либо интерес отдельной личности.
Второй базовый признак человеческой натуры — социабель- ность. Этим термином Смит обозначает естественную способность индивида к социализации, т. е. к обучению и усвоению ценностей, норм и установок межчеловеческого общения, а также изначально присущую ему (индивиду) нужность общества, тягу жить в нем.
Третья кардинальная черта природы человека — наличие у него собственного интереса и чувства самоуважения. Отсутствие такой черты делает невозможной социабельность человека, оно исключает совершение им общественно значимых поступков. Смит уверен в том, что как раз реализация индивидом своего собственного интереса, опирающаяся на чувство самоуважения, сплошь и рядом оборачивается позитивными последствиями для общего блага всех людей.
Четвертая коренная особенность людской натуры — ограниченность интеллектуальных и физических способностей человека, отнюдь не являющегося идеальным созданием природы. Его несовершенство выдают допускаемые им ошибки в самооценке и в оценках окружающего, амбициозность, случающееся возобладание страстей над рассудком и т. п.
Наконец, пятая основная характеристика природы человека — уникальность каждого индивида и вытекающая из нее неодинаковость людей, их фактическое неравенство. Это неравенство включает в себя как различия в мере естественной одаренности людей (у одних она больше, у других — меньше), так и различия в их материальном, имущественном положении.
Констатировав наличие отмеченных базовых характеристик человеческой натуры, Смит говорит о высокой доле вероятности того, что в совместной жизни примерно сходных по своей общей природе, но конкурирующих между собой индивидов неизбежно будут иметь место противоречия и конфликты. Дабы их как-то смягчить, минимизировать, дабы пусть лишь в некоторой степени гарантировать такое социальное общежитие, которое будет свободно от резких столкновений (индивидуальных и групповых), обязательно необходимо право. Там, где оно существует, право выступает (функционирует) вместе и в связи с более общей регулятивной системой — моралью. Как правом, так и моралью создаются «нормы свободных действий людей, они предписывают очень высокие юридические стандарты поведения и, кроме того, снабжены санкциями, содержащими поощрения и наказания».
Социально-исторические нужды, запросы, тенденции Смит зачастую приравнивает к «общественному благоразумию». Последнее требует, чтобы «общественная сила была направлена к воспрепятствованию членам общества наносить друг другу вред. Общие правила для достижения этой цели поставляют гражданские и уголовные законы каждой страны». Принципы, которые лежат (или должны лежать) в основании этих правил, являют собой предмет «естественной юриспруденции, быть может, важнейшей из всех наук».
Юриспруденция видится Смиту дисциплиной, изучающей прежде всего сферу собственно права; но сверх того ей «подведомственны» еще и полицейское дело, доходы государства, вооруженные силы, международное право. Сферу собственно права он разделяет на три части. Первая — публичная юриспруденция; она касается нарушений прав индивидов как граждан. Вторая часть — семейное право; оно сориентировано на регуляцию отношений индивидов по признаку их родства, семейных связей. Третья часть — частное право, или нормы, которые регулируют взаимодействия индивидов просто как людей. Стремление Смита рассматривать собственно право не изолированно, а вкупе с другими социальными феноменами в методологическом плане резонно. Вместе с тем подобное стремление (если оно выходит за определенные познавательные границы) способно привести к тому, что в пространстве широкого социального контекста окажется невозможным уловить и четко выразить специфику, неповторимое своеобразие, отличающие право.
«Общественная сила», направленная на воспрепятствование «членам общества наносить ущерб друг другу», — это государство. Термин «государство» Смит употребляет в разных его значениях. Им он обозначает страну, политически организованное общество, правительство (государственный аппарат), нередко государство представлено у него фигурой государя (главы государства). Конечно, все эти значения так или иначе сопряжены, предполагают друг друга. Но все же за каждым из них кроется свое (и только ему присущее) содержание.