История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Идеальная форма правления у Крижанича

    Содержание материала

    Идеальная форма правления у Крижанича

    не сочетается с представительными органами, но значительное место отводится роли советников («думников») при короле. Думники должны быть умны, образованны и дальновидны. Особенно предостерегает Крижанич короля от опасности окружения трона льстецами, ибо их ложные и корыстные советы всегда ведут к бедам и даже погибели государства. Печально также и приближение к королю таких «думников», которые «политических и философских книг не ведают» и учатся только на своем опыте. Опыт же приобретается поздно и доступен только старцам, а книжная мудрость открывает многие секреты молодым. Королевские ошибки вредны, разорительны и гибельны для целых стран и народов.

    На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Как и Симеон Полоцкий, он считает обязательным наличие у правителя знаний; хорошо также, когда знания есть у всего народа, ибо «мудрость создана Богом недаром, а для того, чтобы быть полезной людям». Королям она особенно необходима, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за их ошибки. Царя Алексея Михайловича мыслитель характеризует как мудрого и ученого человека и выражает надежду, что под «благородным правлением этого благочестивого царя и великого государя» Россия сможет отбросить «плесень древной дикости, научиться наукам, завести похвальные отношения и достичь счастливого состояния».

    Крижанич выступает также с критикой ряда пороков в русской политической и социальной жизни. Он осуждает раболепие, свойственное «подданным всех чинов и сословий, называющим себя холопами великого государя», чем, несомненно, унижается их человеческое достоинство.

    Термины «рабство» и «холопство» он обычно употребляет синонимично. Подобно современным ему мыслителям, он различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство). Крижанич осуждает крепостное право, доказывая, что истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется плодами своего труда и распоряжается своим имуществом. Из всех видов неволи мыслитель признавал только кабальное холопство, считая его добровольным выражением сознательной воли индивида.

    Политическое рабство (подданство) Крижанич рассматривает как форму беспрекословного повиновения верховной власти, отмечая, что быть рабом царя и народа дело славное и представляет собой один из видов свободы, к тому же является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.

    Мыслитель уверен, что при «совершенном самовладстве» «все ошибки, недостатки и извращения» легко устраняемы. Он явно отдает предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно происходить «по отечеству» (т. е. переходить к старшему в роде сыну, который специально готовится к выполнению этой миссии). Следует запретить в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам, а также необходимо принять закон о том, что присяга, клятва и крестоцелование королю-чужестранцу во всех случаях будут считаться недействительными. Наследование предпочтительней выборов, от которых бывает много смут, злодеяний и обманов, поскольку многие недостойные люди хитростями добиваются власти. С выборами обычно связаны раздоры, заговоры и войны, скорее они годятся для «общевладства», а для «самовладст- ва» более пригодно наследование престола.


    Please publish modules in offcanvas position.