История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Мономах к вопросу о взаимоотношениях с церковью

    Содержание материала

    Мономах к вопросу о взаимоотношениях с церковью

    Весьма своеобразно разрешал Мономах вопрос о взаимоотношениях с церковью. Он призывал чтить ее, любить «епископов, попов и игуменов» и «по силе заботиться о них», но не одобрял участившееся тогда пострижение в монахи здоровых и молодых людей: «Ни одиночеством, ни чернечеством, ни голодом, которые иные добрые терпят, но малым добрым делом лучше всего достичь милость Божию». Здесь слышится явное предпочтение тем, кто в миру делами служит отечеству, а не подвергает себя лишениям ради обретения жизни вечной. Данное утверждение согласуется с его положением о том, что «Бог судит на земле».

    Продолжил и развил он идею о равноправии всех народов, для которых Бог в одинаковой мере (и для сильных, и для слабых) приготовил поля и леса, где всем хватит места без войн и усобиц.

    Призыв «не мстить» распространяется у него не только на наказательную политику, но и на межкняжеские отношения.

    Задача правителя — поиски путей достижения мира. Нет споров, писал он в «Послании Олегу Черниговскому», которые нельзя было бы разрешить «добром». Недовольные князья могут написать великому князю «грамотку с правдой» и спор будет разрешен мирно, без пролития крови. «От шума крови спаси меня», — обращается он к Богу, прося избавить его и от врагов, и всех восстающих против него. С теми, кто хочет войны, ему не по пути, ибо не хочет Мономах видеть ни сел горящих, ни «погубленных христианских душ». Месть не может быть руководящим мотивом в политике, а люди не должны быть мстителями, ибо возможно только «возложить на Бога отмщение свое...». Олегу Черниговскому Мономах сообщает, что не будет он мстить за смерть сына Изяслава, погибшего в междоусобном с ним бою, потому что такая месть способна погубить русскую землю. Главная забота великого князя состоит в том, чтобы «сотворить добро и взыскать мир», ибо Богу угодны только «праведные миротворцы».

    Защищая интересы мирного населения, Мономах отмечает, что не только военные действия приносят разорение земледельцу, но даже простое прохождение военной дружины по населенной местности причиняет вред мирным людям. Поэтому, наставляет он князей в «Поучении», «не давайте воинам ни своим, ни чужим вред причинять селам и их посевам — да не проклянут они вас». Мономах первым в русской истории высказал мысль об ответственности воинов перед мирным населением. Впоследствии эта мысль будет неуклонно разрабатываться и найдет свое законодательное воплощение в гл. 7 Соборного уложения 1649 г. Алексея Михайловича.

    Мономах в своих произведениях создал образ сильного, единого, процветающего христианского государства.

    После смерти Мономаха в 1125 г. и раздела между его сыновьями земель процесс феодальной раздробленности становится неотвратимым, но общественное сознание не могло с этим примириться, и русские мыслители еще долго обращались к идеалу единства и призывали князей к совместным действиям. Перед нашествием татаро-монгольских полчищ (1237 г.) их слова звучали пророчески.


    Please publish modules in offcanvas position.