История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - 8. Бэкон

    Содержание материала

    8. Бэкон

    Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — знаменитый английский юрист, государственный деятель и философ эпохи английского Возрождения.

    Отец Бэкона, представитель «новой знати» и сторонник абсолютизма Тюдоров, был при Елизавете лордом-хранителем большой королевской печати. Юридическое образование Бэкон получил в юридической корпорации Грейс-Инн (1579—1582), старшиной которой он сам стал в 1586 г. Своей успешной адвокатской, а затем и парламентской деятельностью в качестве депутата палаты общин он приобрел широкую известность. В период правления Якова I Стюарта он был посвящен в рыцари (1603), занимал высокие должности адвоката короны — генерал-солиситора (1607), министра юстиции — генерал-атторнея (1613), члена Тайного совета (1616), хранителя большой королевской печати (1617), лорда — верховного канцлера и пэра Англии — барона Веруламского (1618). Блестящая политическая карьера Бэкона-царедворца печально завершилась в 1621 г. осуждением за коррупцию («подкупы и дары»). И хотя король освободил его от наказания, Бэкон полностью отошел от политических дел и сосредоточился на продолжении своих занятий в области юриспруденции, философии и литературы.

    В основном произведении Бэкона «Великое восстановление наук» (1620) предпринята попытка с позиций рационализма и эмпиризма, соединения теории и практики обосновать теоретические и методологические начала опытной науки Нового времени, охватывающей все сферы и направления человеческого познания.

    Бэкон считал, что сложившиеся науки бесполезны для новых открытий. Новая наука должна опираться не на слепой опыт, а на продуманный научный эксперимент, она должна строить свои понятия и аксиомы не на основе дедукции, а через «истинную индукцию». Такая экспериментальная наука станет «способом открытия и указания новых дел», подлинным средством для освобождения от идолов, осаждающих умы людей и уводящих их на ложный путь познания и ошибочные представления о явлениях природы, общества и государства.

    При этом Бэкон выделяет четыре вида идолов: 1) «идолы рода», т. е. присущие самому роду людей заблуждения, проистекающие из того, что человеческие чувства и ум «покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира»; 2) «вдолы пещеры», т. е. заблуждения отдельного человека, проистекающие из его особенностей; 3) «идолы площади», т. е. заблуждения, проистекающие из общей для людей речи, слова которой «устанавливаются сообразно разумению толпы», противоречат разуму и ведут к пустым и бесчисленным спорам и раздорам; 4) «идолы театра», т. е. различные комедии человеческого ума, «вымышленные и искусственные миры», ложные философские учения, аксиомы наук и т. д., получившие силу, признание и распространение «вследствие предания, веры и беззаботности».

    «Знание — сила», — утверждал Бэкон в «Нравственных и политических очерках» (1597). И новая наука, вооружив людей рациональным знанием, поможет им удовлетворить их жизненные потребности, преодолеть социальные и политические противоречия и конфликты, обеспечить процветание страны и рост могущества государства.

    Мысли о безграничных возможностях и благотворной роли науки Бэкон изложил и в фантастической повести «Новая Атлантида» (1627). Основа и главная причина процветания страны и благополучия жителей утопического государства на острове Бенсалем — это высокоразвитая наука и применение научных достижений и изобретений во всех сферах жизни людей. Всеми вопросами науки и научного обеспечения жизнедеятельности населения острова и безопасности страны занимается специальная общегосударственная научная организация — «Дом Соломона», утопический прообраз будущих, более скромных в своих претензиях, европейских академий наук.


    Please publish modules in offcanvas position.