История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Состояния духовного чина в государстве

    Содержание материала

    Состояния духовного чина в государстве

    Коснулся Посошков и состояния духовного чина в государстве, отметив многие недостатки, и прежде всего недопустимую необразованность и необеспеченность низшего звена церковной службы. В духовном чине «ныне обретаются люди неученые, в Писании неискусные к тому же пьяницы и иного бесчинства наполненные». результате «церквы запустели», а ересь, напротив, расцвела. В священники и дьяконы следует иосвящать людей, «прошедших грамматическое учение», а также и другие науки: «духовные, гражданские и бытейские».

    Посошков предлагал государю принять меры к повышению авторитета духовенства, позаботиться и о материальном обеспечении сельских священников. «Положительно попам сельским и причетникам... пашни не пахать и сена не косить», а беспокоиться только о пастве духовной. Ныне же сельские попы ничем от пахотных мужиков не отличаются. Если священник занимается земледелием, или торгует, или ремесла какие делает, то ему о церковном служении заботиться некогда и может он свою паству «истерять». Посошков полагал, что священнослужители должны жить на жалованье от государства или от мира. Может быть, даже следует вернуть старый обычай, при котором церковь получала десятину от всего приплода ее прихода.

    Одеваться священникам необходимо по чину, а не ходить «в роздранных» и «сермяжных одеждах» и быть «всегда трезву».

    Священников к тому же он считал необходимым наделить некоторыми полицейскими функциями, а совершение всех таинств подвергнуть строгому учету и записям. На священнослужителей, чтобы они содействовали прекращению церковного раскола, по его мнению, следует возложить и выявление старообрядцев.

    Уделил он внимание и «призрению больных и престарелых». Для них надо построить больницы и богадельни, может быть, за счет все той же мирской десятины, тем самым восстановится прежняя благочестная традиция. Сейчас же в стране очень много нищих, и тому есть различные причины. Если это люди больные, то надо их «учинить на покой», а здоровых всех хватать и отправлять в Приказную палату, с тем чтобы «приставить их к каким делам государевым» и по «миру ходить не пускать», ибо «скитаючись по миру иного ничему не научиться, только что воровать и тунеядцами быть». Без работы никакой человек не должен жить. «Кто в юности навыкнет работать, тот и под старость ком не будет».


    Please publish modules in offcanvas position.