История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Цель государства Крижанич

    Содержание материала

    Цель государства Крижанич

    определяет как достижение «общей пользы» для всех членов общества. «Долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну». Последние четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, ибо для этого Бог и поставил его королем. Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные, последние — извращенные варианты первых. Три правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское правление (республики). Самовладству (монархии) противостоит тирания; боярскому правлению (аристократии) — олигархия и общевладству (демократии) — анархия.

    Наилучшей формой правления является «совершенное само- владство». Именно ее предпочитали «еллинские философы» и святые отцы, поскольку она наибольшим образом обеспечивает наличие справедливости, согласия в народе и сохранения покоя в стране. «Самовладство самое древнее на свете и самое крепкое правление». «Всякий истинный король является в своем королевстве вторым после Бога самовладцем и наместником». Таким представляется мыслителю правление «нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой и Белой Руси самодержца», которое «потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство».

    Все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. От имени последнего Крижанич призывает: «Да не созывает никто без нашего указа никаких сеймов и сборов... Да не будет ни один город назначать своей властью никаких старост, ни управителей, ни начальников, а всех городских старост и судей должны назначать наши приказы».


    Please publish modules in offcanvas position.