История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем,

    Содержание материала

    Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем,

    а не тираном. Тиранство Крижанич определяет как «людо- дерство» и со ссылками на Платона, Аристотеля и Цицерона дает обстоятельную критику тиранов и тиранических правлений. «Тиран — это разбойник... А на нашем языке тирана зовут людодерцем... тиранство — наихудший позор для королей». Тираническое правление определяется как господство, при котором правитель не заботится о благе народа (государство не достигает цели), преследует личные интересы, нарушает «природные» законы. Но покарать такого правителя может все-таки только Бог, а не люди. Божественная сущность власти не позволяет народу «проклинать короля хотя бы и несправедливого, никто не может наказать помазанника либо поднять на него руку. Ибо король — помазанник и угодник Божий». Аргументацией отрицания права народа на восстание служит знаменитый библейский текст: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (1 Пар. 16, 22; Пс. 104, 15).

    Крижанич рассматривает ряд гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение «совершенного само- владства» в тиранию. Прежде всего, это наличие на троне монарха-философа, затем — принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и «природным» (естественным) установлениям, ибо «благие законы лучше всего противостоят жажде власти», и, наконец, регламентация положения всех сословий и чинов государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу.

    В духе органической теории государства он писал: «Как человеческое тело складывается из своих членов — головы, рук, ног и прочего, так и духовное, воображаемое тело государства». Перечисляя сословные группы в обществе, Крижанич называет его здоровые и больные члены. К привилегированным сословиям здоровой части общества он относит бояр, дворян и воинов; к черным людям — торговцев, ремесленников, земледельцев и холопов. К больным членам общества — еретиков, чужеземцев (таких, как перекупщики и наемники), расточителей (бездельники, игроки и пьяницы), лихоимцев и злодеев (воры, разбойники и т. д.). Бездельников, которые имеются во всех сословиях, Крижанич называл паразитами (хлебогубцами, лежаками и сарданапалами) и предлагал изгонять их из государства, а праздное житье запретить законами.

    Бояре и дворяне вершат суд, занимаются управлением страной, ведут войны и берегут всеобщий покой. На них же возложены и посольские дела. Таким образом, они проводят дни и ночи в государственных заботах. Поэтому черные люди должны платить подати и кормить высшее сословие, а король и первые сословия, в свою очередь, обязаны заботиться о черных людях и процветании их промыслов, ибо там, «где развивается ремесло и торговля, там умножается население и растет богатство». Король всегда должен помнить, что если он чрезмерно увеличит подати, то ремесло и земледелие могут вовсе прекратиться. «Горе королям разбойникам!»

    Сельских людей также нельзя «никоим образом притеснять и обижать и обременять работами без указа короля».


    Please publish modules in offcanvas position.