История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - Образ князя

    Содержание материала

    Образ князя

    дан в традиционном ключе: «Голос твой сладок, образ красен, мед источают уста твои и разум твой государев, как прекрасный рай плодовит». Князь щедр подобно реке, текущей без берегов, а рука его всегда простерта на подаяние бедным. Он выступает заступником всех несправедливо обиженных и «от богатых потопляемых». Человек беззащитен тогда, когда он «не огражден страхом грозы твоей, яко оплотом твердым». «Гроза» у Даниила есть признак не самовластья, а надежности и дееспособности верховной власти. Она обращена не против подданных, а в их защиту. «Гроза» направлена только против тех, кто творит беззаконие, ибо с ее помощью восстанавливается справедливость.

    Во внешней сфере действия «гроза» у Даниила непосредственно связана с наличием у князя войска — «множества воев»: «как змей страшен своим свистанием, так и ты грозен множеством воев». Похваляться князю следует «не множеством злата, но множеством воев, потому как мужи (здесь: воины. — Н. 3.) злато добудут, а златом мужей не добыти». Войско должно быть многочисленным и предводительствуемым мудрым князем, способным его хорошо организовать. Поражения бывают от беспорядков («безнарядия») и от глупых полководцев. «Как зверь без головы, так и полки без хорошего полководца», ибо у «мудрых полки крепки, и грады тверды, а храбрых полки сильны, но без ума и на них бывает победа». Войско необходимо князю не для захвата чужих земель, а исключительно для защиты собственной страны. «Многие ополчаются на большие грады и со своих меньших сседают». Завоевательная политика опасна и непредсказуема.

    Князь должен заботиться и о хорошем управлении страной. Так, «земля плод дает, древеса овощь, а ты нам богатство и славу», ибо тяжело жить в нищете. «Лучше смерть, нежели продолжен живот в нищете». Убожество толкает мужей на воровство и разбой, а жен на блуд.

    Следует князю заботиться и о народонаселении, причем не только сохраняя численность своего народа, но и приглашая людей из других стран. Если в государстве будет порядок и не будет беззакония, то и из «иных стран» приедут к тебе, «ведая твою милость».

    Хорошее управление Даниил сравнивает с гармоничной игрой на гуслях или строением тела, которое «держится жилами».

    В «Послании» дается критика боярского самоуправства и порочности духовенства. Боярское засилье порождает беспорядки в государстве и наносит ущерб авторитету княжеской власти. Когда «боярин богат и силен, он мыслит на князя все злое». Даниил пишет, что он предпочитает служить у князя, нежели у боярина, даже с ущербом для своего материального состояния. «Лучше мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе... лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых».

    Осуждает Даниил и корыстолюбивую княжескую администрацию, никому не советуя «иметь двора близь царева двора, и села не держать близь княже села: тиун его как подожженная огнем тряпица накладен, а рядовичи его как искры. Если от огня убережешься, то от искр не сможешь уберечься и сожжена будет одежда твоя».

    Особой остротой отмечена его критика духовенства. Он пишет, что многие, принимая иноческий постриг, лгут Богу, так как в монашеском сане «возвращаются в мирское житие, аки пес на свои блевотины и на мирское гонение; обидят села и дома; где свадьба и пир, тут чернецы и черницы и беззаконие: ангельский имея на себя образ, а блудный нрав, святительский на себе имея сан, а обычаем похабен».

    Причем Даниил осуждает не только простых монахов, но и сановных святителей.

    Даниил желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной и управляемой мудрым князем, опирающимся на Думу, составленную из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и способных решать государственные дела. Такой порядок дает опору и защиту как всей стране, так и каждому человеку. Большая надежда автора на власть в лице великого князя была выражена в «Послании» просьбой оказать помощь тому, кто в печали, оправдать незаконно наказанного и обездоленного, защитить их сильной рукой государственной власти, чтобы никто не был вынужден совершать преступления из-за своей бедности и низости положения.

    Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти соответствовала тенденции времени и предполагала ограничение полномочий крупноземельной феодальной аристократии, объединение всех русских земель под властью великого князя.

    Произведения, приписываемые Даниилу, получили, благодаря их гуманным и прогрессивным идеям, широкую известность и популярность, о чем свидетельствует количество их списков. С верой в разумные и справедливые порядки автор «Послания» боролся с царящей вокруг косностью и насилием, «безнарядием» (беспорядками) и беззаконием, которые позволяли богатым и сильным «потоплять» «низких» и «убогих» людей.


    Please publish modules in offcanvas position.