История политических и правовых учений - Нерсесянц В.С. - 3. Владимир Мономах

    Содержание материала

    3. Владимир Мономах

    В 1113 г., после смерти Святополка, киевляне во время большого мятежа пригласили занять великокняжеский стол переяславского князя Владимира Мономаха (1113—1125), которому «вси люди были рады... и сяде на княжение в мире и с ра- достию» и «мятеж улегся». К тому времени Мономах был уже известной политической фигурой: он принимал участие в управлении страной при своем отце — великом князе Всеволоде, был прославлен победами над половцами и известен своей миротворческой деятельностью. Первым его делом при вступлении на великое княжение было создание новых законов (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Пространной Правды). «Около его имени, — отмечал историк Н. Н. Костомаров, — вращаются почти все важнейшие события русской истории во второй половине XI и первой четверти XII вв.»

    Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», который условно принято называть «Автобиографией».

    В своих произведениях Мономах продолжил разработку проблем, поставленных еще Иларионом, добавив к ним и ряд новых тем. Его также интересовали объем власти великого князя и форма ее организации, нравственные черты главы государства христианского типа, его отношения с подвластным населением и князьями-вассалами. Не обошел он вниманием и проблемы, связанные с отправлением правосудия и наказательной политикой.

    Новым в его доктрине было утверждение необходимости соблюдения определенных правил при военных действиях и представление о нравственном поведении воина-дружинника во время походов.

    В вопросе о форме правления он придерживался тех же взглядов, что Иларион и автор «Повести временных лет»: князь все дела решает с советом дружины. «Ежедневно, — писал Мономах, — сажусь я с дружиной думу думать или судить людей».

    Образ правителя он описал весьма поэтично. Так, он советует будущим великим князьям всегда иметь чистым тело, кроткой душу, сохранять верность в словах и делах, всегда иметь добрые помыслы, творить неустанно добрые дела, никого не ненавидеть и никому никогда не мстить. Владимир Мономах советует князьям не надеяться на воздаяния на небесах, а помнить о том, что «Бог судит на земле».

    Достаточно подробно рассмотрены вопросы, касающиеся организации правосудия в стране. Судить он советует праведно, милостиво, не допуская беззакония. «Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу... не давайте сильным погубить человека». Защищать от произвола и беззакония следует и бедного смерда, и любого убогого человека.


    Please publish modules in offcanvas position.